Поправить Лесной и Земельный кодексы ради кочевого пчеловодства предлагают депутаты Законодательной Думы Хабаровского края. Соответствующий законопроект внесен в нижнюю палату российского парламента и зарегистрирован в электронной базе Госдумы.
Действующие положения Лесного кодекса РФ об использовании лесов для ведения сельского хозяйства (а именно ст. 38 ЛК РФ) не учитывают специфику кочевого пчеловодства. Вывоз ульев с пчелами на медосбор подразумевает перемещение пасек к местам наиболее высокого медосбора до двух-четырех раз за сезон. Установленный ЛК РФ порядок предоставления лесных участков для ведения сельского хозяйства, в том числе пчеловодства, является затратным и трудноисполнимым для граждан.
Процедура формирования лесного участка связана с его проектированием, разработкой межевого плана и постановкой участка на кадастровый учет. При ее прохождении часто возникают проблемы, связанные с согласованием границ лесного участка с другими пользователями, которые уже оформили свои права (например, внутри уже сформированных лесных участков, переданных в аренду в целях заготовки древесины). Кроме того, в соответствии с п. 11 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Минприроды России от 21.06.2017 № 314, граждане, юридические лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ. По мнению хабаровских депутатов, указанные сложности при оформлении лесных участков для осуществления пчеловодства приводят к отказу граждан от осуществления этого вида деятельности либо к незаконному осуществлению пчеловодства на землях лесного фонда в отсутствие заключенного договора аренды лесного участка или договора безвозмездного пользования лесным участком.
Хабаровчане подготовили законопроект, основной целью которого является установление положений об использовании лесов или лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, гражданами для размещения ульев в целях осуществления пчеловодства для собственных нужд без предоставления лесного участка, установления сервитута (по аналогии с регулированием отношений в части использования лесов для геологического изучения недр).
Так, законопроектом предлагается внести изменения в ст. 38 и 82 Лесного кодекса РФ. Данными изменениями предполагается разрешить использование лесов или лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения ульев без предоставления лесного участка, установления сервитута, если осуществление указанного вида деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства или возведение некапитальных строений, сооружений. При этом депутаты напоминают о необходимости учитывать положения ч. 2 ст. 11 ЛК РФ, согласно которым граждане обязаны соблюдать в лесах правила пожарной и санитарной безопасности, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений предлагается отнести полномочия по выдаче соответствующих разрешений и установлению периодов размещения ульев в зависимости от природно-климатических условий и с учетом региональной специфики.
Кроме того, в целях согласования вышеуказанных проектируемых положений с нормами Земельного кодекса РФ авторы проекта предлагают внести изменения в ст. 39.33 и 39.34 Земельного кодекса РФ, в которых установлены случаи использования лесов без предоставления лесных участков и установления сервитута.
Предполагается, что использование земель или земельных участков для осуществления пчеловодства для собственных нужд будет осуществляться на срок не более чем шесть месяцев.