В дорожном ведомстве считают, что взимание покилометровой платы с российских и иностранных грузоперевозчиков и логистических компаний, чьи 12-тонники перевозят грузы по федеральным трассам, обеспечило дополнительное финансирование строительства и капремонта. Вместе с тем работа системы повысила безопасность автодорог и мостовых сооружений, а сбор фактической статистики сделал российский рынок грузоперевозок более прозрачным. За время работы системы дорожный фонд России пополнился почти на 130 млрд руб.
Все поступления с 2020 по 2022 г. от «Платона» Росавтодор направляет на капремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения. С учетом запланированных работ общий объем отремонтированных дорог за счет средств госсистемы за время работы увеличится до 3,3 тыс. км, количество мостовых сооружений превысит 130.
Капремонт с увеличением до четырех полос движения будет выполнен на 44 участках федеральных автодорог общей протяженностью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны. Так, на трассах Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург — Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» — по 30 км, свыше 20 км на трассах Р-242 Пермь — Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Общая стоимость работ составит 79,3 млрд руб.
Общая протяженность капитально ремонтируемых мостовых сооружений превышает 6 км, они располагаются на федеральных трассах в 44 регионах страны. На магистралях Дальнего Востока будут восстановлены 25 мостов, на Северном Кавказе и Юге — 17 путепроводов, в Центральном федеральном округе, Сибири, Приволжье, на Северо-Западе и Урале — более чем по 10 мостов в каждом округе. Общая стоимость капремонта мостовых сооружений — 18,3 млрд руб.
Капремонт мостовых сооружений и расширение дорог повышает безопасность движения в первую очередь для большегрузного транспорта, миллионов автомобилистов и грузоперевозчиков. Средняя интенсивность движения по выбранным трассам превышает 10 тыс. автомобилей в сутки, а по некоторым превышает 25 тыс. машин.
Распределение средств осуществляется с учетом мнения грузоперевозчиков на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог». Минтранс России и Общероссийский народный фронт призывают перевозчиков отмечать убитые дороги с целью повышения эффективности формирования планов ремонта на федеральных и региональных дорогах.
Ежедневно все собранные средства перечисляются в полном объеме в дорожный фонд России, который за время работы госсистемы «Платон» пополнился почти на 130 млрд руб., из них более 6,6 млрд руб. — взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей.
За прошлый год поступления достигли 32 млрд руб., что почти вдвое выше собранных средств за первый год работы системы. По итогам пяти лет 88% от внесенной платы приходится на российские логистические компании, 12% — на иностранные. Доля от общих поступлений выше в тех федеральных округах, где зарегистрировано большее количество грузовиков и протяженность федеральных трасс.
Более 606 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков зарегистрировали 1,4 млн транспортных средств. Среди владельцев большегрузов 69% — физические лица, 23% — юрлица и 8% — индивидуальные предприниматели.
Московская область занимает первое место по количеству грузовиков и логистических компаний в системе «Платон» среди всех регионов России. В целом на Центральный федеральный округ приходится треть всех российских грузоперевозчиков (115,5 тыс. компаний и предпринимателей) и транспортных средств (315 тыс.).
Прирост регистрации за прошлый год составил 80 тыс. грузовиков, из которых по 17 тыс. приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа, более 11 тыс. — на Урал, по 9 тыс. — на Сибирь и Северо-Западный федеральный округ. Среди регионов в лидерах по увеличению регистрации за год — Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область.
В системе «Платон» зарегистрировано более 330 тыс. большегрузов, владельцами которых являются иностранные грузоперевозчики из 101 страны мира. В лидерах — Казахстан, Беларусь и Украина.
Порядка 60% грузовиков в системе — транспортные средства иностранных марок. При этом больше всего зарегистрировано КамАЗов, на них приходится треть от всего автопарка «Платона».
По решению правительства до 2025 г. порядка 20 тыс. км региональных дорог станут федеральными, что увеличит их протяженность почти на 40%. Равный контроль и мониторинг на переданных магистралях обеспечат 155 дополнительных рамных конструкций и запуск 30 автомобилей контроля.
Помимо этого, оператор системы «Платон» разработал и успешно протестировал новое решение для машин контроля. Их сканеры и камеры фотофиксации позволяют одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос. Такая технология отвечает запросам грузоперевозчиков, которые требуют усилить контроль за нарушителями, закрывающими номера грузовиков.
За время работы оператор системы «РТ-Инвест Транспортные Системы» выдал грузоперевозчикам более 2,2 млн бортовых устройств. Владельцы грузовиков оформили свыше 24,6 млн маршрутных карт, почти 40% из которых приходится на зарубежных перевозчиков. Самая длинная маршрутная карта была оформлена на маршрут в 16,7 тыс. км из Орловской области до Комсомольска-на-Амуре и обратно.
Сегодня размер платы за федеральные трассы — 2,20 руб./км. Прогнозируемый размер платы — 2,31 руб./км. При этом фактический тариф будет размещен на сайте Федерального дорожного агентства в период с 10 по 20 января 2021 г.