Конец ноября традиционно открывает сезон прогнозов развития экономики на следующий год. Финансовый холдинг Credit Suisse ожидает, что в новом году мировая экономика вернется к росту, который составит +4,1%, при этом локомотивами укрепления деловой активности станут Китай и США. В странах Евразийского экономического союза в 2021 г. прирост, согласно прогнозу ЕАБР, составит 3,8%, причем восстановление до предкризисного уровня будет продолжительным. Российская экономика в следующем году, по оценке Центрального банка РФ, вырастет на 3—4%, а выход на показатели прошлого года произойдет лишь в середине 2022 г.
После тяжелого года, в течение которого вирусная пандемия отправила в нокдаун мировую экономику, деловая активность и финансовые рынки постепенно приходят в себя, отмечают авторы Credit Suisse Investment Outlook 2021.
В новом году глобальный экономический рост, согласно прогнозу Credit Suisse, составит +4,1%. При сохранении процентных ставок на уровне или ниже нуля в основных развитых экономиках акции обеспечат инвесторам привлекательную доходность. Особенно актуальными сегодня становятся вложения в отрасли, продукция которых способствует декарбонизации экономики, что становится новым глобальным трендом.
«Для многих из нас кризис, связанный с COVID-19, изменил образ нашей жизни, — подчеркивает руководитель отдела экономики и исследований Credit Suisse Наннетт Хехлер-Файд’Эрбе (Nannette Hechler-Fayd’Herbe). — Многие экономические и социальные проблемы, которые обострились в результате пандемии, позволили нам еще лучше понять актуальность новых сформировавшихся трендов. Например, новейшая тенденция, связанная с изменениями климата, стимулирует развитие отраслей, которые обеспечивают декарбонизацию экономического роста».
В Европейском союзе, который последние годы уделяет много внимания декарбонизации экономики, в следующем году прирост будет равняться 4,6%. Глубокая «просадка» в 2020 г. приведет к тому, что полное восстановление до предкризисного уровня произойдет в ЕС лишь в 2022 г. Успешное долгосрочное восстановление после пандемии будет во многом зависеть от эффективности дальнейшей финансовой и политической интеграции Союза, особенно — успешной работы Европейского фонда восстановления.
Эксперты холдинга ожидают, что евро укрепится по мере того, как политические риски, связанные с обсуждением путей выхода из кризиса, уйдут в прошлое.
Темпы прироста экономики Соединенных Штатов в 2021 г. составят 4,2%, после того как страна оправится от вызванной пандемией рецессии. Ожидается, что инфляция немного превысит целевой показатель Федеральной резервной системы США, но останется умеренной. «Мы предполагаем, что доллар США возобновит свой нисходящий тренд, так как он потерял свое преимущество по процентной ставке перед другими валютами», — считают аналитики Credit Suisse.
Китай, ставший первой страной, пострадавшей от пандемии, первым и вернулся к нормальной экономической деятельности. Экономика Поднебесной не только войдет в число очень немногих, которые действительно вырастут в 2020 г., но и продемонстрирует ускоренный рост ВВП на 7,1% в 2021 г. «Это, вероятно, будет означать, что Китай возглавит восстановление мировой экономики. Мы ожидаем, что юань укрепится по отношению к доллару США», — дают оценку эксперты холдинга.
Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) прогнозируют увеличение агрегированного ВВП стран — участниц ЕАЭС на 3,2% в 2021 г. после сокращения на 3,8% в уходящем году. Из-за слабого инвестиционного спроса и частичного сохранения социального дистанцирования процесс полного восстановления ВВП государств Союза до предкризисных уровней будет продолжительным.
Эксперты Банка указывают на ряд факторов, действие которых ограничит темпы восстановления экономической активности в регионе. Базовый сценарий ЕАБР предполагает, что санитарные требования будут смягчаться постепенно, а социальное дистанцирование останется атрибутом повседневной жизни как минимум в следующем году. Рост инвестиций окажется слабым на фоне высокой неопределенности. Масштабы поддержки населения и бизнеса мерами налогово-бюджетной политики будут сокращены.
В наступающем году, согласно прогнозу ЕАБР, прирост экономики Армении составит 4,9%, Казахстана — 4,4, Кыргызстана — 3,7, России — 3,2, Таджикистана — 6,1%.
Полное восстановление ВВП до предкризисного уровня (IV квартала 2019 г.) в будущем году произойдет лишь в Казахстане, где спад по итогам уходящего года оценивается как сравнительно небольшой. В Армении, Кыргызстане и России предкризисного объема производства удастся достичь в первой половине 2022 г. Длительность восстановления во многом связана с большими потерями текущего года. В Беларуси в 2021 г. ожидается сокращение ВВП на 0,1%, а его объем выйдет на уровень IV квартала 2019 г. в 1-м полугодии 2023 г.
По словам главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной, сейчас еще сохраняется неопределенность, в том числе в том, насколько продолжительное время займет полный выход из ограничений и насколько значимыми будут долгосрочные последствия пандемии для поведения потребителей и структуры экономики.
«Текущая ситуация, конечно, всегда влияет на наши решения, но опираются они на прогноз в первую очередь. С учетом возросшей неопределенности веер траекторий развития событий расширился, — подчеркнула в своем выступлении в Госдуме г-жа Набиуллина. — И поэтому в Основных направлениях денежно-кредитной политики мы в этот раз представляем четыре прогнозных сценария: базовый (его мы считаем наиболее вероятным), дезинфляционный, проинфляционный и рисковый».
Базовый сценарий Центробанка исходит из того, что восстановление мировой экономики будет медленным. И в следующем году эксперты ЦБ ожидают роста в России на 3—4%, в 2022 г. на 2,5—3,5% и в 2023 г. на 2—3%.
«Докризисного уровня отечественная экономика достигнет в середине 2022 г., — отметила Э. Набиуллина. — Восстановлению потребительского и инвестиционного спроса будут способствовать принятые антикризисные меры правительства и Центрального банка, мягкая денежно-кредитная политика. По прогнозу, мягкой она останется и в 2021 г., но, возможно, если дезинфляционное влияние пандемии сохранится или усилится, наша политика будет оставаться мягкой дольше, чем мы сейчас предполагаем».