Во вторник, 24 ноября, председатель партии «Единая Россия», замглавы Совета безопасности Дмитрий Медведев поддержал идею вернуться к системе «страхования занятости», чтобы пособия по безработице платить за счет взносов с работодателей.
О том, что пришло время возвращения к системе «страхования занятости», заговорили прошедшим летом депутаты «Единой России». Теперь стало ясно, что в последние месяцы власти живо обсуждают заманчивую идею.
Во вторник на онлайн-совещании по вопросам совершенствования социально-трудового законодательства Д. Медведев сказал важное (цитата по ТАСС): «Тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей <...> однако это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах <...> Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей <...> новый механизм нужно сделать привлекательным для бизнеса».
Еще в 2017 г. с идеей вернуться к страховой системе предлагал тогдашний министр труда Максим Топилин. Он полагал, что размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты и эти отчисления добавились бы к пакету соцвзносов в размере 30% от зарплат, которые уже платит работодатель в ПФР, фонд ОМС и фонд соцстрахования. Но три года назад еще не пришел коронавирус и мысли М. Топилина не дали всходов в разуме власти. Теперь «дыра» в бюджетной системе превысила 6,5 трлн руб. и вспомнили об испытанном способе собирать еще взносы с бизнеса.
Еще в августе на совещании «Единой России» первый замруководителя фракции Андрей Исаев заявлял, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды: «При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие. В случае введения страхования занятости эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу маневра. Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти „по собственному желанию“ и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки».
Но новый глава Минтруда Антон Котяков идею критиковал. Он напоминал, что страховую систему убрали для снижения административной нагрузки на бизнес: «Ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях».
Но в августе казалось, что пандемия уходит. Теперь все иначе, и заговорил Д. Медведев.
К сведению
Страховая система помощи безработным действовала в стране с 1991 по 2001 г. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат. В 1992 г. это был 1%, в 1993—1996 гг. — 2%, в 1996—2001 гг. — 1,5%. От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 г. фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 г. перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 г.