Деньги, которые люди не тратят нынче на поездки, уходят преимущественно на оплату продовольствия — на ежедневный прокорм и на обеспечение запаса на черный день, замечают финансовые аналитики.
К примеру, аналитики Райффайзенбанка анализируют данные Росстата по октябрю, когда восстановление потребительских расходов почти остановилось, но все же не прекратилось полностью.
«Так, падение оборота розницы сократилось до –2,4% г/г (–3% г/г в сентябре), при этом больший вклад в это внес продовольственный сегмент. Его месячная сезонно сглаженная динамика вообще побила рекорды последних месяцев, составив +1,1% м/м. Услуги же впервые за несколько месяцев показали ухудшение месячной (–1,5% м/м) и годовой (–13,4% г/г) динамики. Судя по всему, происходит разворот процесса, подпитывавшего восстановление спроса на услуги: туризм и пассажирские перевозки сокращаются в „межсезонье“, а вторая волна COVID-19 лишь усугубляет картину. В таких условиях потребители вновь предпочли увеличить траты на продукты питания, видимо, как в отсутствие других альтернатив, так и с целью пополнить запасы исходя из мотивов предосторожности (что мы также наблюдаем в динамике инфляции — сейчас дорожают товары первой необходимости, цены на которые не зависят от курса рубля)», — пишет Станислав Мурашов из Райффайзенбанка.
Аналитики отмечают, что восстановление непродовольственного сегмента проходит без особых пауз и рывков: в октябре –1,1% г/г (при стабильных 2—3% роста м/м).
«Сейчас ретейл поддерживается и доходами населения, и потребкредитованием. Более быстрое восстановление потребительских расходов в 2020 г. по сравнению с затяжной рецессией 2015 г., на наш взгляд, объясняется тем, что костяк доходов населения (зарплаты и социальные выплаты) просели гораздо меньше. Второй важный момент, поддерживающий восстановление сейчас, — отсутствие избыточных сбережений по мотиву предосторожности (в том числе из-за низких ставок по депозитам) и рост кредитования», — считают в Райффайзенбанке.