В нижнюю палату российского парламента поступил законопроект, разработанный в целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На базе Банка России предлагается создать информационный ресурс, через который банки в онлайн-режиме смогут получать информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам.
Создание централизованного информационного сервиса, с помощью которого банки смогут эффективно оценивать вероятность вовлеченности своих клиентов — юридических лиц и ИП — в проведение подозрительных операций, является целью группы депутатов Государственной Думы. Подготовленный ими законопроект (№ 1064272-7) предлагает более широко использовать наработанный Центробанком опыт в «тестировании» финансовых операций на предмет отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Кроме того, IT-решения, к которым предлагают прибегнуть авторы инициативы, должны защитить интересы добросовестных клиентов банков. Используемый ЦБ РФ инструментарий, по мнению депутатов, обладает достаточно высокой релевантностью, оперативностью и позволяет осуществлять мониторинг всего банковского сектора. Например, Банком России сформирована и постоянно актуализируется база типологий подозрительных операций и их участников. На протяжении последних нескольких лет данные из этой базы доводятся до банков для корректировки их собственных «противолегализационных» процедур. Кстати говоря, оценки регулятора и банков по клиентам и их операциям совпадают более чем на 95%. С учетом наличия современных IT-систем в банках авторы проекта считают возможным и своевременным оперативное информирование кредитных организаций о комплаенс-рисках в операциях клиентов.
Так, на базе Банка России предлагается создание сервиса Платформа «Знай своего клиента» (далее — Платформа), через который банки в онлайн-режиме смогут получать качественную информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур «противолегализационного» контроля. Клиенты будут подразделяться на категории (высокий риск, средний риск, низкий риск). При этом для клиентов с низким и средним риском предполагается минимальный набор инструментов, предусмотренных антиотмывочным законодательством.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, по данным финансовых учреждений, доля клиентов низкого риска — в пределах 99% от общего количества хозяйствующих субъектов (при общем числе субъектов предпринимательской деятельности около 7,7 млн), доля клиентов среднего риска — в пределах 0,3%, а доля клиентов высокого риска не превышает 0,7%.
Изменения законодательства, предусмотренные законопроектом, направлены прежде всего на снижение нагрузки на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микро-бизнес (за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны кредитных организаций), расходов бизнеса на взаимодействие с кредитными организациями, количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций. Но главная цель, которую преследуют авторы проекта, — повышение эффективности работы комплаенс-систем кредитных организаций и снижение объемов подозрительных операций за счет более точечного и ориентированного взаимодействия с клиентами.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», закрепляющие полномочия Банка России в рамках функционирования Платформы. В частности, предлагается установить, что критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций определяются совместно Банком России и Росфинмониторингом и публикуются на официальном сайте Банка России. Также предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусматривающих обязанность кредитных организаций при осуществлении внутреннего контроля оценивать клиентов по трем степеням (уровням) риска и их право использовать информацию, публикуемую посредством Платформы.
Также на законодательном уровне будет зафиксирован алгоритм работы с клиентом в зависимости от уровня его риска. В отношении лиц с низким (или «зеленым») уровнем риска предписано не применять меры в виде отказа в открытии банковского счета и в переводе денежных средств на их счета (вклады, депозиты), открытые в банках на территории РФ.
Для клиентов среднего («желтого») уровня риска при наличии подозрений возможен отказ в открытии банковского счета и в проведении операций.
«Красный» уровень риска обозначает запрет на открытие новых банковских счетов, запрет на проведение любых операций, запрет или прекращение доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), а также запрет использования электронного средства платежа. Если кредитная организация присваивает своему клиенту более высокий уровень риска, чем тот, что установлен такому клиенту ЦБ РФ, она обязана направить в Банк России результаты собственной оценки для возможного пересмотра группы риска соответствующего клиента регулятором.