Суд признал правомерным неначисление страховых взносов в рамках НК РФ на компенсацию стоимости питания

| статьи | печать

Выплата дотации на питание, производимая по инициативе работодателя безотносительно к вкладу работников в деятельность общества, независимо от условий и стажа работы, носит социальный характер и не подлежит обложению страховыми взносами.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019

Истец

ООО «Братский завод ферросплавов»

Ответчик

ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области

Суть дела

Общество в соответствии с коллективным договором обеспечивало частичную дотацию питания работникам за полностью отработанную смену. При отсутствии работника на рабочем месте по любым основаниям (государственная обязанность, командировка, отпуск, временная нетрудоспособность и т.п.) дотация не выплачивалась.

Суммы дотаций не включались обществом в базу по страховым взносам.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за I квартал 2019 г. обществу были доначислены страховые взносы и пени. Основание: занижение обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества.

При вынесении решения налоговики исходили из того, что:

  • оплата питания работников является инициативой общества, а не компенсационной выплатой;

  • дотация не выплачивается при отсутствии работника на рабочем месте, соответственно, нераздельно связана с выполнением трудовых обязанностей.

Общество не согласилось с решением налоговиков и обратилось в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций поддержали общество. При этом они рассуждали следующим образом.

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Трудовым законодательством установлены два вида выплат работникам: заработная плата (ст. 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24—28 ТК РФ).

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Суды установили, что:

  • общество производило дотацию на питание работников за счет собственных средств;

  • выплата дотации была организована по инициативе работодателя безотносительно к вкладу работников в деятельность общества;

  • оплата питания работников производилась независимо от условий и стажа работы.

В связи с этим суды пришли к выводу, что компенсационные выплаты носят социальный характер. И несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, эти выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы.

Исходя из этого, выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Старая судебная практика против новых писем Минфина

В рассматриваемом деле суды отметили, что сделанный ими вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, сформулированной в постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, а также сложившейся судебной практике — постановлениям АС Уральского округа от 29.09.2016 № Ф09-8969/16, Восточно-Сибирского округа от 14.06.2016 по делу № А19-5543/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.05.2015 по делу № А65-5141/2014. Согласно этим документам компенсационные выплаты, осуществляемые в качестве выплаты социального характера, не являющиеся оплатой труда применительно к ст. 129 ТК РФ, не признаются объектом обложения страховыми взносами.

Налоговики возразили, что указанные судебные акты не могут быть применены к рассматриваемому спору, поскольку касаются исчисления и уплаты страховых взносов в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), который утратил силу с 1 января 2017 г. В обоснование своей позиции о необходимости начисления страховых взносов на спорные выплаты налоговый орган ссылался, в частности, на письма Минфина России от 05.02.2018 № 03-15-06/6579, от 10.05.2018 № 03-04-07/31223, из которых следует, что, если оплата питания работникам осуществляется работодателем за счет собственных средств на основе локальных нормативных актов организации, а не в соответствии с законодательством РФ, стоимость такого питания подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суды доводы налоговиков отклонили. Они указали, что содержавшиеся в Законе № 212-ФЗ положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, фактически полностью воспроизведены в главе 34 «Страховые взносы» НК РФ. Поэтому основанная на данном законе судебная практика остается актуальной и в настоящее время.

А что касается писем Минфина России, то они носят информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, что не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и суду руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличном от трактовки, изложенной в этих письмах.