Для борьбы с нелегальным алкоголем предложено идентифицировать стеклянные бутылки и запретить разливать спиртное в пластиковую упаковку. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение Госдумы.
Четверо членов Совета Федерации — С. Рябухин, А. Епишин, Д. Оюн, А. Салпагаров — выступили с любопытной законодательной инициативой. Они предложили идентифицировать производителей стеклянной потребительской тары, в том числе предназначенной для алкогольной продукции, путем закрепления в законодательстве нормы об обязательности нанесения на всю отечественную стеклянную тару уникального клейма стекольного завода-изготовителя.
Предполагается, что информация о таком идентификационном обозначении будет вноситься в федеральный реестр обозначений, позволяющих идентифицировать изготовителя стеклянной тары, еще до начала ее производства. Правила нанесения клейма, предполагают авторы проекта, будут установлены правительством.
В обоснование своей идеи сенаторы приводят следующие доводы. ГОСТ 30288-95, определяющий требования ко всей стеклянной таре, уже содержит требование о необходимости ее маркировки оттиском товарного знака предприятия-изготовителя. А ГОСТ 32131-2013 конкретизирует, что маркировка бутылок должна содержать знак или обозначение, позволяющие идентифицировать изготовителя бутылки. Текущая редакция Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) содержит запрет на поставки алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям государственных стандартов. Однако ответственность за соблюдение этого запрета несут только производители алкоголя. Ввиду этого легальные производители алкогольной продукции в целях соблюдения требований Закона № 171-ФЗ и ГОСТ уже сейчас требуют поставлять стеклянные бутылки с идентификатором от стекольных заводов. А последние не имеют стимула для нанесения маркировки для всей остальной стеклянной потребительской тары, в том числе стеклянных бутылок, чем пользуются нелегальные производители алкогольной продукции. При этом в действующем законодательстве отсутствуют инструменты контроля и применения ответственности за производство стеклянной тары для нелегальной алкогольной продукции.
Принятие законопроекта позволит установить императивное требование о необходимости нанесения российскими стекольными заводами своего уникального клейма на стеклянную потребительскую тару, что упростит идентификацию и привлечение к ответственности всех лиц, прямо или косвенно участвующих в нелегальном производстве алкогольной и иной пищевой продукции. Потребительская тара без соответствующей маркировки будет конфисковываться. А во избежание перехода нелегальных производителей на розлив алкоголя в полимерную упаковку законом предлагается установить запрет на производство и оборот крепкой алкогольной продукции в полимерной потребительской таре.
Проектом устанавливается шестимесячный переходный период на вступление его в силу для того, чтобы производители стеклянной тары и готовой продукции имели возможность подготовиться к новым требованиям. При этом оборот готовой продукции в стеклянной таре, выпущенной в обращение до дня вступления закона в силу без соответствующей маркировки, не будет ограничиваться каким-либо сроком.
Законопроект зарегистрирован в электронной базе нижней палаты парламента под № 1069677-7.