Несмотря на сокращение глобальной экономики в нынешнем году больше чем на 4%, размер несырьевого российского экспорта только за девять месяцев 2020 г. превысил 111 млрд долл., отмечали участники Международного экспортного форума. Для поддержки поставок отечественной продукции за рубеж правительство выделяет в этом году 74 млрд руб., а в следующем — 96 млрд. Экспортерам обещают радикальное упрощение всех формальных процедур за счет внедрения цифровой платформы «Одно окно», закон о которой принят на днях. Кроме того, они получат целый набор льготных финансовых инструментов и масштабную поддержку на региональном уровне.
Система мировой торговли, по оценке премьера Михаила Мишустина, высказанной на Международном экспортном форуме «Сделано в России», была серьезно разбалансирована еще до вирусной пандемии, в том числе из-за роста протекционизма, недобросовестной конкуренции и торговых войн. В текущем году Международный валютный фонд ожидает снижения глобального ВВП более чем на 4%, что, безусловно, повлияет на объемы международных торговых потоков.
Тем не менее российским экспортерам несырьевых товаров и услуг только за девять месяцев нынешнего года удалось обеспечить поставки за рубеж в размере, превышающем 111 млрд долл. Несмотря на дополнительные ограничения на поставки товаров из-за рубежа, которые вводятся во многих странах в последние месяцы, есть и обратная тенденция. В ряде государств, наоборот, выросли иностранные закупки, в том числе для создания экстренных резервов. Поэтому на многих направлениях список потенциальных поставщиков заметно расширялся.
Ряд отраслей отечественной экономики сумели воспользоваться новыми возможностями, в том числе компании аграрного сектора. Прирост экспорта продукции АПК за десять месяцев текущего года превысил 15%. Положительная динамика наблюдается в поставках фармацевтики, пластмасс и легкой промышленности, экспорте металлургии и ряда других сфер. По вполне понятным причинам произошел большой, буквально взрывной спрос на такую востребованную сейчас продукцию, как вакцины от коронавируса. Правительство надеется на существенный прирост и в других секторах, в том числе в IT-индустрии.
Вместе с тем цели национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который призван стимулировать поставки за рубеж несырьевых отечественных товаров и услуг, по мнению М. Мишустина, намного шире. Он нацелен на широкомасштабную диверсификацию несырьевого экспорта: увеличение разнообразной линейки товаров и услуг, а также наращивание инвестиций в развитие продукции глубокой переработки.
Важнейшим инструментом поддержки российских экспортеров становится комплексная цифровая платформа «одного окна». Для создания законодательных условий ее работы на днях Госдума приняла в третьем чтении Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы „Одно окно“».
Работа цифровой платформы была представлена на выставке, которая проходила в рамках Форума. «Очень важно, что она обеспечит бизнесу онлайн-доступ из одной точки к государственным услугам, сопровождающим выход компаний на внешние рынки, — прокомментировал нововведение глава Кабинета министров. — Теперь экспортер может подать онлайн-заявку на подтверждение нулевой ставки НДС или направить заявление на участие в выставках и бизнес-миссиях, получить сертификат свободной продажи».
Тему механизмов поддержки экспорта продолжил председатель «Деловой России» Алексей Репик, обратившийся к министру промышленности и торговли Денису Мантурову: «Председатель правительства обозначил, что для этого создаются механизмы, целый ряд механизмов. Отвечать за это в большей степени будет ваше ведомство. Хотелось бы понять, где именно вы видите наибольший потенциал для реализации этой цели, какие конкретно механизмы будете применять?»
В систему поддержки промышленного экспорта, по словам главы Минпромторга, входят семь действующих инструментов субсидиарной поддержки, включая льготное кредитование. При этом в уходящем году появились новые возможности, о которых ранее просил бизнес. Речь идет о компенсации затрат на омологацию (усовершенствование объекта, улучшение технических характеристик с целью соответствия товара каким-либо стандартам или требованиям страны — потребителя товара, получения согласования от официальной организации — прим. ред.) и сертификацию на зарубежных рынках. В 2019 г. были подписаны 350 корпоративных программ повышения конкурентоспособности, а в текущем году добавились еще 50.
В наступающем году национальный проект будет дополнен новыми инструментами поддержки экспортеров, в числе которых — поддержка послепродажного обслуживания, обеспечение гарантии обратного выкупа. С 2022 г. планируется также запустить программу субсидирования недополученных доходов ОАО «РЖД», возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку продукции металлургии и минеральных удобрений.
«Основная поддержка МСП — экспортеров в регионах идет по линии Центров поддержки экспорта. Как планируется развивать эту инфраструктуру? Будет ли расширен перечень их услуг?» — задал вопрос министру экономического развития президент «Опоры России» Александр Калинин.
«В настоящее время в субъектах Российской Федерации создано 82 Центра поддержки экспорта (ЦПЭ), которые оказывают субъектам МСП информационные и консультационные услуги, информируют о существующих мерах государственной и негосударственной поддержки экспортеров, предоставляют информацию о коммерческих предложениях зарубежных компаний, помогают получить экспертизу внешнеторговых контрактов и организовать деловые встречи», — подчеркнул М. Решетников.
Для совершенствования работы региональных центров приказом Минэкономразвития от 18 ноября 2020 г. № 757 утверждены новые требования к деятельности ЦПЭ. Они предусматривают новый подход к оказанию услуг, основанный на реализации комплексного подхода, нацеленного на удовлетворение запросов малого и среднего предпринимательства.
Чтобы деятельность ЦПЭ не превратилась в очередное очковтирательство, эффективность предоставления комплексных услуг региональными центрами будет оцениваться на основании показателей результативности их работы. Ключевыми параметрами эффективности станут количество субъектов малого и среднего предпринимательства, заключивших экспортные контракты, и объемы поставляемых за рубеж товаров и услуг в данном регионе.