Российские промышленные компании, как показывают результаты опросов ИЭП им. Егора Гайдара, проведенных в конце осени, увеличивают объемы производства, продолжают набирать персонал и строят инвестиционные планы. Экономический стресс-индекс DESI, который рассчитывает ВШЭ, в начале декабря показывает, что симптомы нарастания стресса в отечественной экономике отсутствуют, хотя докризисный уровень производства пока не достигнут.
Кризис 2020 г. резко снизил, по оценкам экспертов Института экономической политики им. Егора Гайдара, удовлетворенность предприятий уровнем спроса с 60% в марте до 37% в апреле. Но уже в августе доля «нормальных» оценок продаж вышла на докризисный уровень. Затем наступила пауза, необходимая предприятиям для оценки экономической ситуации, а в ноябре оценка удовлетворенности компаний спросом составила 62%.
Баланс оценок запасов готовой продукции продолжает снижаться: доля оценок «ниже нормы» превосходит долю ответов «выше нормы». «У промышленных предприятий есть понимание того, что их складские накопления с каждым месяцем все сильнее отстают от текущего спроса и его возможных и, скорее всего, позитивных изменений, но пока они не готовы перейти к поддержанию небольшого управляемого излишка запасов в условиях текущего крайне специфического кризиса», — отмечает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Сергей Цухло.
Возобновление роста спроса при растущем недостатке запасов готовой продукции позволило российской промышленности в ноябре восстановить увеличение выпуска, остановившееся в октябре. Баланс (темп прироста) фактических изменений производства увеличился в ноябре на 12 п. после снижения на 5 п. и возврата к почти нулевому росту в октябре. Планы выпуска за октябрь — ноябрь полностью отыграли сентябрьское снижение показателя и вернулись к приличному предкризисному уровню оптимизма.
Компании наращивают персонал и инвестпланы
После интенсивного набора персонала в сентябре — октябре (баланс достиг в эти месяцы +5 п., что стало лучшим значением показателя после апрельского провала до –36 п.) промышленность в ноябре немного скорректировала интенсивность найма. Баланс снизился до +3 п., но остался в позитивной зоне.
Вместе с тем планы набора квалифицированных кадров предприятиями продолжили демонстрировать оптимизм и выросли в ноябре до +8 п., что стало максимальным значением за десять лет.
После двухмесячной паузы отечественная индустрия возобновила восстановление инвестиционных планов: за ноябрь баланс улучшился на 4 п. После сентябрьского падения этого показателя на 14 п. и снижения на 2 п. в октябре начавшийся с осени рост дает надежду на то, что промышленность поверила в отказ властей от повторного локдауна. Напомним, весной массовые остановки предприятий привели к обвалу инвестиционных планов российской промышленности сразу на 40 п.
В ноябре банки продолжили ужесточение условий кредитования отечественных промышленных компаний. Доля сообщений о «нормальной» доступности кредитов в последнем осеннем месяце снизилась с 66 до 60%. Посткризисный максимум этого показателя был достигнут в августе и составлял 69%. Три последующих месяца банки снижали доступность кредитов. Но не за счет увеличения процентной ставки. Данный параметр с апрельского значения в 10,7% за время текущего кризиса снизился до 8,9% годовых в рублях. Последнее значение является историческим минимумом за весь период мониторинга ИЭП средней минимальной предлагаемой ставки по рублевым кредитам в 2001—2020 гг.
Среди ограничений промышленного производства первое место по итогам 2020 г. сохранил недостаточный внутренний спрос. Упоминание этого фактора за кризисный год выросло с 50 до 54%. Впрочем, в кризисном 2015 г. недостаточный спрос упоминался даже реже, чем в предкризисном 2014 г., — 48% после 52%.
В рейтинге факторов, ограничивающих развитие промышленности, самый быстрый рост в 2020 г. продемонстрировала «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив». На это указали в среднем по году 50% предприятий после 33% в 2019 г.
Основной вклад в среднегодовой показатель роста фактора «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив» по вполне понятным причинам пришелся на апрельский опрос, когда 72% предприятий пожаловались на туманность своего положения и вывели это ограничение на первое место.
В III квартале в результате активного восстановительного роста неясность ситуации снизила негативное влияние до 50%, оставшись тем не менее на первом месте.
В начале IV квартала, когда промышленность взяла паузу в процессе восстановления, чтобы понять реакцию властей на очевидный рост заболеваемости, «неясность» увеличила свое негативное влияние на российский промышленный рост до 61% и осталась на первом месте.
Однако в целом за год в рейтинге ограничений промышленного роста первое место занял недостаточный спрос. Он явно превалировал в I квартале 2020 г. (54%) и потом в III и IV квартале «наступал на пятки» фактору «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив».
На третье место среди ограничений роста предприятия поставили низкий экспортный спрос, упоминание которого даже в условиях ослабления курса рубля выросло в 2020 г. по сравнению с 2019 г.
Симптомы стресса не видны
Экономический стресс-индекс DESI, который рассчитывают эксперты Центра развития ВШЭ, в течение первой недели декабря лишь однажды поднимался до 6,7%. В остальные дни DESI находился на нулевой отметке — его низкое значение на данный момент является нормой.
Финансовые рынки демонстрируют в последние дни скорее положительную динамику. Нефтяные цены приблизились к 50 долл. за баррель после решения ОПЕК+ нарастить нефтедобычу на 0,5 млн баррелей в сутки с января 2021 г. Контанго на рынке нефтяных фьючерсов сменилось бэквордацией, что говорит о довольно высоком текущем спросе на нефть.
«Сохраняется структурный профицит банковского сектора, — комментирует ситуацию аналитик ЦР Сергей Смирнов. — Ситуация в реальном секторе тоже не дает поводов для дополнительного беспокойства: хотя потребление электроэнергии в среднем за неделю оказалось на 2,6% ниже, чем на соответствующей неделе 2019 г., примерно такой же уровень отставания от прошлого года сохраняется достаточно долгое время, и признаков ухудшения ситуации не наблюдается. Погрузка грузов на железнодорожный транспорт снизилась за год всего на 0,8%».
В целом какие-либо симптомы нарастания стресса в российской экономике, по мнению ученых ВШЭ, на данный момент отсутствуют, хотя докризисный уровень производства пока не достигнут.