Сегодня в обществе, по оценке Ассоциации компаний розничной торговли, преобладает потребительский пессимизм, и это отрицательно влияет на предпринимательский климат. Финансовые ресурсы, которые можно направить на инвестиции, в условиях падающего спроса ограничены. Тем не менее бизнесмены надеются в новом году перейти от выживания в режим «развитие». Помощь предпринимателям, по оценке «Опоры России», окажет снижение страховых взносов в два раза и сокращение ставок кредитования до 7%.
Сложившаяся к концу прошлого года ситуация, по словам собственника торговой марки «Млесна», зампреда Партии Роста Сергея Демина, очень тревожная. «Даже те компании, которые летом смогли „вздохнуть“ и нарастить прибыль, сейчас говорят об убытках, — подчеркивает предприниматель. — В основе всего, разумеется, лежит снизившийся потребительский спрос. Мы постоянно анализируем ситуацию в предпринимательском сообществе, и из 5700 руководителей предприятий, опрошенных нами, похвастаться стабильными заработками смогли лишь 13%, у остальных — снижение прибыли в разных объемах, а часть предприятий, около 3%, уже закрылась».
После пикового падения розничного товарооборота в апреле этого года началось, по словам председателя Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергея Белякова, его плавное восстановление. Тем не менее по итогам ушедшего года падение розничного оборота составило порядка 3,1%. Негативным фактором АКОРТ считает сокращение годовых расходов россиян. По данным исследовательского холдинга «Ромир», их падение за год составило 5,3%.
И если в первой половине 2020 г. расходы потребителей превышали показатели предшествующего периода, то во второй была видна обратная тенденция, что говорит об ухудшении потребительских настроений.
«В обществе преобладает потребительский пессимизм, и это отрицательно влияет и на торговлю, и на производство», — комментирует ситуацию С. Беляков.
Прошлый год стал, по мнению соосновательницы сети салонов «Пальчики» Нины Литвиновой, очень сложным для всех отраслей, и бьюти-индустрия не была исключением. Более 50% компаний закончили год с отрицательным результатом, причем эта тенденция особенно характерна для моно-продуктовых предприятий.
Вместе с тем, по словам г-жи Литвиновой, существуют направления, которые смогли увеличить количество клиентов и выйти на положительный финансовый результат, а иногда даже открыть новые бизнес-единицы. «В основном это касается супердемократичного формата парикмахерских, они показывают рост по числу клиентов и выручки, — поделилась своими наблюдениями Н. Литвинова. — Также повезло части бьюти-индустрии (порядка 30%) из категории СПА, которые располагаются при отелях или в отдельно стоящих зданиях. В целом же мы прогнозируем, что январь — март станут достаточно сложными месяцами для бьюти-индустрии. Но все предприниматели настроены на борьбу и защиту своего бизнеса, а также на заботу о своих сотрудниках и гостях».
Среди отраслей, сумевших не просто выстоять, но и увеличить обороты бизнеса, гендиректор группы компаний «Доверие» Дмитрий Панов выделил такие сектора, как онлайн-торговля, фармацевтика и химическая индустрия, пищевое и сельхозпроизводство, текстильная промышленность, которые продемонстрировали прирост выручки в пределах 5—10%.
В целом бизнес смотрит в 2021 г. с осторожным оптимизмом: большие надежды связаны с массовой вакцинацией населения, снятием большинства ограничительных мер в регионах и, как следствие, восстановлением спроса. В то же время предпринимателям окажет помощь сокращение ставок страховых взносов и снижение ставок кредитования. Беспрецедентная мера — снижение страховых взносов до 15%, по словам президента «Опоры России» Александра Калинина, сэкономила малому и среднему бизнесу в прошлом году 350 млрд руб. А в наступившем году эта сумма будет еще больше, поскольку президент страны пообещал, что эта мера принята надолго. Еще один инструмент поддержки МСП — кредиты под 7% — позволят малому бизнесу получить экономию порядка 100 млрд руб.