Минпромторг пошел навстречу молочной отрасли и для скоропортящейся продукции оставил в системе маркировки только партионный учет. Чиновники считают, что теперь бизнес имеет все возможности постепенно, в комфортном режиме включаться в проект маркировки. Об этом министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил на встрече с участниками рынка.
С 20 января 2021 г. маркировка молочной продукции будет осуществляться в добровольном режиме. С 1 июня 2021 г. вступят в силу требования по обязательной маркировке в отношении сыров и мороженого, с 1 сентября — молочной продукции со сроком годности более 40 суток и с 1 декабря — продукции со сроком годности 40 суток и менее.
«Этапность вступления в силу требований по маркировке более чем мягкая и максимально сдвинута вправо. Завершающий этап наступит только через три года — 1 декабря 2023 г. С этой даты начнется обязательная поштучная прослеживаемость каждой единицы продукции», — сообщил Д. Мантуров. При этом он уточнил, что поштучный учет будет распространяться только на товары со сроком годности более 40 суток.
«Для минимизации затрат при введении обязательной маркировки молочной продукции, помимо сохранения действующих форм поддержки, мы разработали дополнительной комплекс мер. В частности, предоставление льготных краткосрочных кредитов на приобретение кодов, обеспечение печати и техническое обслуживание оборудования для маркировки, а также льготных инвестиционных кредитов на его закупку», — заявил на встрече глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. В настоящий момент также разрабатывается документ, предусматривающий возможность поставки оборудования для маркировки на условиях лизинга.
Напомним, что в рамках добровольного эксперимента по маркировке молочной продукции Минпромторг России предложил производителям несколько вариантов нанесения кодов на товары, в том числе принципиально новый метод. Помимо наклеивания этикеток и печати кодов в момент производства молочной продукции на линии, производитель может заказать в типографии упаковку на свои товары с уже нанесенными кодами маркировки.
Типографский способ освобождает предприятия от необходимости покупать полный комплект оборудования для маркировки и, таким образом, позволяет значительно сократить затраты на оснащение. По оценкам Мипромторга, порядка 70% производителей в качестве основного метода нанесения кодов маркировки выбирают именно типографский метод.
В ходе совещания также обсуждался вопрос оснащения типографий, что позволяет производителям оптимизировать расходы и наносить коды маркировки на уже готовую упаковку. Сейчас в системе более 8000 участников оборота, в том числе 632 производителя и 173 импортера. Производители могут использовать три способа нанесения DataMatrix — прямое, этикетирование, типографское нанесение. Их особенности и технические решения доступны на сайте «Честный Знак».
Оптимальный для многих способ — получение из типографий упаковки с уже нанесенными кодами. «Нами разработан план подготовки типографий, по которому они будут готовы не позднее, чем за два-три месяца до начала обязательной маркировки определенного продукта. Мы готовы в приоритетном порядке подготовить планы подключения типографий, которые важны производителям», — сообщил председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин.
По мнению Минпромторга, молочная продукция — самая сложная товарная группа, в отношении которой в ближайшее время начнется обязательная маркировка. Поэтому главная задача на ближайшую перспективу — обеспечить безусловную готовность рынка и производителей «первой волны» — сыра и мороженого — и начать маркировку в установленные правительством сроки. Вместе с тем внимание, по мнению властей, должно быть направлено на соблюдение интересов всех сторон и обеспечение заказами типографий.