Трансформация бизнеса выполняется с целью достижения увеличения ключевых показателей компании за короткий период времени. О подходах, методологии, предпосылках трансформации бизнеса, руководствуясь своим профессиональным опытом, рассказывает Мария Давыдкина, независимый эксперт в области организационного развития и управления бизнес-процессами.
Прежде чем рассматривать конкретные примеры трансформации бизнеса, поговорим о предпосылках, то есть причинах, которые заставляют собственников, стейкхолдеров, топ-менеджеров принимать решение о необходимости переосмысления модели управления бизнесом. Как показывает практика, это:
-
новые стратегические цели компании;
-
изменение структуры бизнеса (организационной структуры, зон ответственности), смена руководства;
-
изменение внешней среды, рост конкуренции и требований клиентов;
-
внедрение современных технологий (изменение информационного обеспечения бизнеса, автоматизация).
Обычно от трансформации бизнеса руководители ждут не просто точечных изменений, а тотального пересмотра всей структуры управления и, как следствие, существенных улучшений бизнес-показателей.
Грамотно проведенная трансформация имеет следующие эффекты:
-
повышение степени зрелости бизнес-процессов (прозрачность, единообразие, исключение дублирования);
-
снижение затрат;
-
увеличение выручки;
-
оптимизация численности персонала (возможно и сокращение неэффективных сотрудников);
-
увеличение производительности труда;
-
повышение качества продукции, работ/услуг;
-
улучшение удовлетворенности и лояльности внешних и внутренних клиентов компании;
-
снижение операционных рисков;
-
развитие корпоративной культуры (открытость, наращивание потенциала и компетенций, принятие изменений).
Подходы к анализу и инструменты трансформации процессов
Существует множество подходов к трансформации бизнеса — часть из них могут освоить и применять на практике сотрудники компании самостоятельно, другие инструменты требуют привлечения консультантов.
В идеале в организации выделяется структурное подразделение, выступающее лидером изменений. Это может быть стратегический блок или отдел организационного развития и даже специально созданный для этих целей блок трансформации.
Бывает, что во главе трансформации становятся отдельные руководители или выделяют проектного менеджера, взаимодействующего с представителем внешних консалтинговых компаний.
После того, как мы определились, кто будет вести/администрировать/отвечать за результат трансформации, оцениваем масштаб планируемых изменений. Для этого необходимо понять, хотим мы проанализировать несколько наиболее болезненных для бизнеса процессов и глубоко погрузиться в их оптимизацию, или затронуть почти все процессы на верхнем уровне. Для удобства можно использовать наглядную матрицу (см. рисунок), позволяющую описать в общих чертах подход и ожидания от трансформации. Если ожидания большие и трансформация должна привести к совершенно новой бизнес-модели, то мы попадаем в верхний правый квадрант: глубоко анализируется большое количество процессов, проводится фундаментальный реинжиниринг данных процессов, проект реализуется в несколько этапов.
Как показывает практика, есть целый комплекс наработанных инструментов, используемых в проектах трансформации бизнеса. Перечислим основные, уже ставшие классикой:
-
наблюдение, интервьюирование, фокус-группы, анкетирование — позволяют собрать информацию о выполняемых функциях и операциях подразделений и отдельных сотрудников;
-
бенчмаркинг — помогает сравнить показатели бизнеса с показателями лидеров рынка и понять, как лидеры отрасли добиваются своих результатов;
-
визуализация (детализация, декомпозиция, блок-схемы) — используется с целью понять процесс и получить общее представление о взаимосвязях участников процесса;
-
нормирование — дает детальное представление о процессах и взаимосвязях участников процесса;
-
матрица ответственности — позволяет четко разделить ответственность между владельцами бизнес-процессов и подразделениями, детализировать процессы и операции;
-
матрица рисков и контрольных процедур — дает представление об иерархической структуре подразделений;
-
унификация отчетных форм и шаблонов ввода информации — позволяет сократить количество документов/шаблонов ввода через приведение их к единообразию;
-
автоматизация — позволяет увеличить скорость течения бизнес-процессов, обеспечить прозрачность бизнеса и контроль выполнения операций, минимизировать ошибки и исключить человеческий фактор.
Трансформация бизнеса на примере телекоммуникационной компании
Еще об одном эффективном подходе к трансформации расскажем на примере проекта для крупнейшего телекоммуникационного оператора, который велся мною как проектным менеджером.
Трансформацию бизнеса было решено начать с бизнес-процессов — изучить существующие процессы, провести диагностику, выявить несовершенства и оптимизировать.
Почему именно выстроенные процессы являются залогом успешности бизнеса? Существуют следующие ключевые признаки успеха:
-
грамотная стратегия — ставить амбициозные и в то же время реальные цели, а также разрабатывать пути их достижения;
-
организация достижения целей с помощью эффективных бизнес-процессов;
-
построение эффективной организационной структуры (структуры управления бизнесом), которая будет поддерживать бизнес-процессы и управлять результатом.
При наличии грамотной стратегии, оптимальной структуры организация должна сделать все возможное и настроить свои процессы так, чтобы исключить излишние действия, потери и гарантировать получение прибыли.
В рамках проекта по оптимизации бизнес-процессов была проведена верхнеуровневая диагностика всех бизнес-процессов головного офиса и оптимизация ключевых бизнес-процессов, а также сравнение эффективности процессов в рассматриваемой организации с сопоставимыми компаниями.
Результатом диагностики стало описание текущей ситуации, качественная и количественная оценка рычагов повышения эффективности, определены ключевые источники неэффективности основных функций, оценен потенциал мер по повышению эффективности, а также определены высокоуровневые рычаги улучшений и «быстрые победы».
Для проекта определялись следующие принципы:
-
фокус на повышении эффективности процессов, а не на сокращении персонала;
-
цель проекта — определить потенциал увеличения прибыли, в том числе за счет факторов увеличения выручки;
-
фокус на поддерживающих функциях.
-
После чего руководством компании были выбраны три наиболее критичных для бизнеса процесса:
-
процесс закупок;
-
инвестиционный процесс;
-
ИТ-процессы.
Детально проводилось описание бизнес-процессов «как есть» («as-is») и выявлялись причины неэффективности. Было разработано целевое состояние процессов и описание рычагов повышения эффективности, а впоследствии был разработан план внедрения целевого процесса.
Для того чтобы сделать выводы об успешности проекта, помимо серьезных бизнес-показателей (по экономии затрат), были также поставлены цели по изменению отношения к функции по завершении проекта. Например, по функции закупок был проведен опрос внутренних клиентов закупок до начала проекта и после, в результате было видно, насколько повысилась лояльность внутренних пользователей, людям стало понятнее, проще и быстрее работать с функцией.
В рамках проекта не раз возникали спорные моменты, для решения которых было организовано четыре этапа рассмотрения проблем и принятия решений:
-
рабочие встречи в рамках направлений (решение текущих проблем);
-
функциональный управляющий комитет (решение проблем и принятие решений в рамках ответственности);
-
управляющий семинар/Workshop (принятие решений по кросс-функциональным вопросам);
-
управляющий комитет (принятие финальных решений и презентация результатов).
Только за счет оптимизации процесса закупок были получены следующие результаты (а трансформация впоследствии также захватила и другие процессы компании):
-
достигнута экономия около 15 млн долл. капитальных затрат (CAPEX);
-
сокращен закупочный цикл со 120 до 90 дней (и уменьшена частота проводимых тендеров);
-
централизована функция выбора поставщиков и усилен контроль децентрализованных закупок;
-
стандартизованы существующие нормативные документы;
-
разработана и внедрена новая система ключевых показателей эффективности (КПЭ) для сотрудников закупок;
-
наняты в команду новые высококвалифицированные категорийные менеджеры;
-
повышена квалификация и навыки существующей команды.
Трансформация бизнеса на примере авиастроительной компании
На одном из предприятий авиастроительной отрасли в рамках трансформации была не только затронута оптимизация бизнес-процессов, но и перестроена вся система управления.
Прежде всего было создано новое структурное подразделение, отвечающее за управление функционалом, организационными структурами, бизнес-процессами и распределением ответственности — Управление организационного развития и бизнес-процессов.
За этим управлением был закреплен следующий функционал:
Структура:
-
разработка, актуализация и повышение эффективности организационных структур головной компании и управляемых обществ;
-
разработка организационной модели в соответствии со стратегией.
Бизнес-процессы:
-
управление архитектурой бизнес-процессов;
-
разработка и актуализация документации, регламентирующей бизнес-процессы;
-
оценка результативности функционирования бизнес-процессов и подготовка предложений по ее повышению.
Положения о подразделениях:
-
анализ функционала подразделений, разработка матрицы распределения полномочий в соответствии с целями и стратегией развития;
-
распределение ответственности между структурными единицами, исключение дублирования функций посредством управления положениями о подразделениях.
Должностные инструкции:
-
разработка и актуализация должностных инструкций сотрудников в соответствии с архитектурой бизнес-процессов.
-
Ключевые показатели эффективности:
-
разработка системы целеполагания, управление показателями эффективности.
Проекты:
-
нормирование трудозатрат;
-
повышение эффективности бизнеса/производительности труда сотрудников;
-
анализ численности сотрудников и подготовка предложений по оптимизации.
-
Затем был наведен порядок в системе управления бизнес-процессами:
-
разработана верхнеуровневая архитектура бизнес-процессов;
-
закреплена ответственность за бизнес-процессы между руководителями верхнего уровня;
-
детализированы бизнес-процессы до третьего — седьмого уровня;
-
разработаны матрицы распределения ответственности (RACI).
Параллельно с работой над бизнес-процессами велась разработка новой организационной модели управления, организационных структур управляющей компании и управляемых обществ.
При формировании организационной структуры организации использовались следующие принципы:
-
корпоративный центр дивизиона формировался в управляющей компании, являвшейся головным разработчиком всех изделий и осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа всех юридических лиц организации;
-
предприятия объединены в единую структуру с функциональным и административным подчинением;
-
управленческие и поддерживающие функции централизованы.
Ответственность закреплена на верхнем уровне управления (функциональные руководители отвечают за функцию в рамках всей организации). Для упрощения и большей прозрачности процесса разработки и утверждения организационных структур была организована оптимизация, закрепленная соответствующим регламентирующим документом.
Также проводилась работа по унификации наименования должностей и профессий.
Для упрощения процесса принятия решения по численности подразделений разрабатывалась модель расчета целевой численности персонала (выделялись драйверы, и планировался к запуску проект по функциональному нормированию).
Кроме того, разрабатывалась новая система целеполагания.
В результате трансформации были достигнуты следующие цели:
-
наделение сотрудников ресурсами и полномочиями в соответствии с возложенной ответственностью;
-
повышение скорости принятия решений;
-
повышение качества принимаемых решений;
-
повышение прозрачности бизнес-процессов;
-
своевременное исполнение контрактов;
-
поддержка заказчика на всех стадиях жизненного цикла авиационных программ;
-
внедрение единого понимания целей и задач сотрудниками.
Ключевые риски проектов трансформации и способы их минимизации
У трансформации, как у любого другого проекта, может быть целый набор рисков; если их не получается устранить полностью, то можно их минимизировать.
Для того чтобы избежать возможных неудач, важно трезво оценить потенциальные риски и подготовить план действий по снижению последствий от реализации рисков (их митигации).
В таблице представлены примеры таких рисков, отличающихся сильным влиянием на сроки реализации проекта, а также меры для их снижения.
Ключевые риски проектов трансформации и способы их минимизации (таблица)
Описание риска/ограничения |
Критичность |
Влияние на сроки проекта |
Что можно сделать |
Незаинтересованность руководства в изменениях |
Высокая |
Сильное |
|
Незаинтересованность/сопротивление владельцев процессов в изменениях |
Средняя |
Сильное |
|
Результат подразделений также зависит от работы смежных подразделений |
Средняя |
Сильное |
В детальный план будут включены также владельцы пересекающихся процессов |
Ключевые факторы успеха проектов по трансформации
Перед началом проекта требуется разработать общую методологию реализации проекта. Единые подходы и методики выполнения работ по проекту позволяют обеспечить сопоставимость результатов работы отдельных групп участников проекта, упрощают анализ и обработку информации и т.д.
Для продвижения проекта необходим сильный независимый лидер — бизнес-спонсор, осознающий ответственность за успешность проекта, можем условно назвать его спонсором проекта. Также необходимо обеспечить поддержку проекта на уровне топ-менеджмента компании и вовлечь топ-менеджмент в процесс популяризации проекта в компании.
Огромную роль играют мотивация сотрудников и их вовлеченность в проект по трансформации бизнеса. Необходимо вовлечь и заинтересовать сотрудников, предоставлять им обучение новым инструментам, собирать мнения и идеи по улучшениям.
Очень важный момент — правильное определение ролей: четкое и ясное понимание ролей в проекте помогает правильно разграничить полномочия и ответственность всех участников команды проекта, способствует сокращению количества конфликтов и уменьшению сроков реализации.
На протяжении всего проекта необходимо поддерживать хорошую коммуникацию и обратную связь между участниками проекта и своевременно информировать персонал об изменениях.
***
Трансформация бизнеса — это очень сложный и порой болезненный путь для любой организации, встречающий на своем пути сопротивление изменениям, долгосрочные эффекты и ощущение того, что это никогда не закончится. Но как говорил Христофор Колумб: «Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду».