Коронавирус и фискальные меры по поддержке экономики и населения в 2020 г. привели к существенному изменению структуры расходов федерального бюджета, полагают в Высшей школе экономики (ВШЭ). Это создает определенные проблемы для последующих лет, ставит под сомнение проекты общих направлений бюджетной политики (ОНБП) на 2021—2023 гг. по росту доходов и расходов бюджетной системы в 2021 г. и прогнозируемый рост экономики в целом на 3,3%.
Исследователи ВШЭ отмечают, что, по предварительным данным Минфина, за 2020 г. доходы федерального бюджета составили 18,7 трлн руб. — на 7% ниже, чем в 2019 г. Без учета средств, поступивших в федеральный бюджет после приобретения правительством Сбербанка, сокращение доходов составило бы 12,5%. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 34% (!). Их доля в общем объеме доходов упала до рекордно низких 28% за период 2006—2020 гг.
Одновременно с резким сокращением доходов расходы были увеличены, по сравнению с показателями 2019 г. — на 25%. Были профинансированы дополнительные расходы на здравоохранение, социальную политику, межбюджетные трансферты. Дефицит федерального бюджета составил 4,1 трлн руб., при этом на его финансирование было потрачено всего 290 млрд руб. средств ФНБ. В 2020 г. доходы федерального бюджета заметно сократились как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП.
В марте — апреле 2020 г. Россия столкнулась с резким сокращением цен на нефть. В последующие месяцы они частично восстановились, но не до уровней 2019 г. За 2020 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 5,2 трлн руб., что, как выше сказано, на 34% меньше по сравнению с 2019 г. Поступления федерального бюджета по ненефтегазовым доходам в 2020 г. выросли по отношению к 2019 г. на 10%. Основным фактором такого прироста стали средства от сделки правительства и ЦБ со Сбербанком. По сути, доходы федерального бюджета были увеличены за счет средств ФНБ. Без учета операции по переходу Сбербанка в собственность правительства ненефтегазовые доходы выросли на 1,3%.
Поступления «внутреннего» НДС за 2020 г. по сравнению с 2019 г. выросли на 0,3%. Поступления НДС на импорт выросли на 3,4%, при том что, по данным ЦБ РФ, импорт товаров и услуг в долларах США в 2020 г. сократился почти на 15%. Так что в рублях, с учетом удешевления национальной валюты, это сокращение составило 5%. Рост поступлений «внутреннего» НДС и НДС на импорт (в сумме они составляли в 2020 г. свыше половины ненефтегазовых доходов) при сокращении налоговой базы можно объяснить только существенным увеличением собираемости НДС.
Расходы федерального бюджета в 2020 г. составили 22,8 трлн руб. В номинальном выражении их прирост (год к году) составил 25%; в реальном выражении, с учетом инфляции, — 21%. В 2020 г. уровень расходов федерального бюджета в неизменных ценах был существенно выше (почти на 8%) «рекордных» показателей 2014 г., после которого расходы федерального бюджета в реальном выражении сокращались в течение четырех лет (2015—2018 гг.). Пандемия коронавируса и фискальные меры по поддержке экономики и населения в 2020 г. привели не только к существенному росту расходов федерального бюджета, но и к изменению их структуры.
В 2020 г. заметно выросла доля расходов на здравоохранение, социальную политику и межбюджетные трансферты. Все эти структурные изменения обусловлены пандемией. Сокращение доли расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» в 2020 г. связано с тем, что предусмотренные бюджетной росписью средства по подразделу «Резервные фонды» в объеме 410 млрд руб. не были потрачены. Тем не менее в целом расходы по сравнению с 2019 г. выросли на 10%. Расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в 1,9 раза, на социальную политику — на 43%, на межбюджетные трансферты — на 39% соответственно.
Дефицит федерального бюджета за 2020 г. составил 4,1 трлн руб. (3,8% ВВП). При этом в течение всего периода продолжало действовать бюджетное правило, в соответствии с которым Минфин России приобретал или продавал валюту в зависимости от соотношения полученных и базовых нефтегазовых доходов.
В целом за 2020 г. на финансирование бюджетного дефицита было потрачено 289,8 млрд руб. средств ФНБ. Основным источником финансирования стали внутренние заимствования, нетто-поступления от которых составили 4,6 трлн руб. Этих средств хватило не только на финансирование бюджетного дефицита, но и на погашение внешнего долга в объеме 304 млрд руб.
Рекордный рост расходов федерального бюджета в 2020 г. обусловил и существенное увеличение доходов и расходов бюджетной системы в целом. По данным Федерального казначейства, трансферты регионам за 11 месяцев прошедшего года выросли (год к году) на 60%, в результате чего доходы регионов увеличились на 6,6%, расходы — на 16%, расходы консолидированного бюджета РФ и внебюджетных фондов — также на 16%. Иными словами, можно говорить о значительном бюджетном стимулировании экономики в 2020 г.
В завершении исследования говорится: «Вместе с тем резкий рост расходов федерального бюджета в 2020 г. создает определенные проблемы для последующих лет. В соответствии с ОНБП на 2021—2023 гг., на 2021 г. эти расходы сократятся в номинальном выражении на 6%. Такое сокращение, вместе со второй и последующими волнами пандемии, ставит под сомнение проекты ОНБП по росту доходов и расходов бюджетной системы в 2021 г. и прогнозируемый рост экономики в целом на 3,3%».
Структура расходов федерального бюджета в 2013—2020 гг., %
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Расходы, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Общегосударственные вопросы |
6,4 |
6,3 |
7,2 |
6,7 |
7,1 |
7,5 |
7,5 |
6,6 |
Национальная оборона |
15,8 |
16,7 |
20,4 |
23,0 |
17,4 |
16,9 |
16,5 |
13,9 |
Национальная безопасность |
15,5 |
14,1 |
12,6 |
11,6 |
11,7 |
11,8 |
11,4 |
9,8 |
Национальная экономика |
13,9 |
20,7 |
14,9 |
14,0 |
15,0 |
14,4 |
15,5 |
15,3 |
ЖКХ |
1,3 |
0,8 |
0,9 |
0,4 |
0,7 |
0,9 |
1,5 |
1,6 |
Охрана окружающей среды |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
1,1 |
1,1 |
Образование |
5,0 |
4,3 |
3,9 |
3,6 |
3,7 |
4,3 |
4,5 |
4,2 |
Культура, кинематография |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
Здравоохранение |
3,8 |
3,6 |
3,3 |
3,1 |
2,7 |
3,2 |
3,9 |
5,8 |
Социальная политика |
28,7 |
23,3 |
27,3 |
28,0 |
30,4 |
27,4 |
26,8 |
30,6 |
Физическая культура и спорт |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
СМИ |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
Обслуживание гос. долга |
2,7 |
2,8 |
3,3 |
3,8 |
4,3 |
4,8 |
4,0 |
3,4 |
Межбюджетные трансферты |
5,0 |
5,5 |
4,4 |
4,1 |
4,8 |
6,6 |
5,5 |
6,1 |
Источник: Минфин России, Росстат, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ