Одним из последствий пандемии стал быстрый рост цен на мировом и российском рынке продуктов питания, в частности, на зерно и хлебобулочные изделия. Чтобы сдержать цены внутри страны, Кабинет министров начал реализацию механизма зернового демпфера. Он предполагает введение «гибкой» пошлины на экспорт зерна и одновременно — выделение бюджетных субсидий сельхозпроизводителям за счет собранных денег. Предприниматели считают, что увеличение пошлин в условиях роста цен на удобрения и технику может существенно снизить рентабельность производства, а социально слабым слоям населения лучше оказывать адресную финансовую помощь для покупки продуктов питания.
Россия сегодня является, по оценке главы Минэкономразвития Максима Решетникова, крупнейшим в мире экспортером зерна, поэтому рост цен на продовольствие на мировых рынках отразился и на ценовой конъюнктуре внутри страны. Чтобы остановить повышение цен на зерно и хлеб наш насущный, правительство решило ввести специальный механизм зернового демпфера.
Он состоит из двух больших направлений. Первое — это установление на долгосрочной основе экспортной пошлины на зерно. В конце прошлого года Кабинет министров уже установил экспортную пошлину с 15 февраля 2021 г. в размере 25 евро на тонну и одновременно ввел квоту на вывоз зерна в 17,5 млн т, которая действует с 15 февраля до 30 июня.
Однако в начале нынешнего года стало понятным, что принятых мер недостаточно. Поэтому пошлину с 1 марта увеличили до 50 евро за тонну, причем действовать она будет до конца июня. А с 1 июля текущего года будет реализован механизм плавающей экспортной пошлины. Он нацелен работать уже в течение долгосрочного периода и предполагает, что размер пошлины будет определяться в зависимости от той цены экспорта, которая будет складываться.
Формула расчета плавающей экспортной пошлины, по словам г-на Решетникова, выглядит следующим образом: «При мировой цене до 200 долл. за тонну пошлина взиматься не будет, при цене, превышающей 200 долл. за тонну пшеницы, будет взиматься пошлина в размере 70% от превышения этой базовой цены в 200 долл.».
Для расчета пошлины вводится механизм регистрации экспортных контрактов на бирже. Соответственно, на основе этой информации биржа будет с 1 апреля 2021 г. публиковать цены контрактов, и на базе этих цен Минсельхоз будет рассчитывать размер пошлины.
Вместе с тем такой же плавающий механизм пошлин вводится на ячмень и кукурузу. Таким образом, и производители зерна, и экспортеры, по мнению главы МЭР, получают четкую экономическую модель. Она позволит им просчитывать свою экономику, участвовать в международных тендерах и главное — даст определенность на долгосрочный период, что позволит планировать свою ценовую политику на рынках.
Иногда деньги от пошлин возвращаются
Вторая часть механизма зернового демпфера предусматривает возврат денег, полученных от экспортных пошлин, в сельское хозяйство в виде субсидий растениеводам. Средства будут направлены субъектам Федерации в зависимости от объемов производства зерна в каждом регионе, а там власти уже доведут их до сельхозпроизводителей.
«Получается, механизм зернового демпфера состоит из двух таких элементов, — подвел итог М. Решетников. — Он призван создать долгосрочные понятные условия для работы отрасли. Деньги, которые поступят в виде экспортной пошлины, а по факту это будут деньги с внешних рынков, вернутся в виде дополнительных инвестиций в наше сельское хозяйство. Это с одной стороны. А с другой стороны, это позволит предотвратить перенос колебаний цен внешнего рынка на наши внутренние рынки».
Сейчас в правительстве, по словам министра, идут последние доработки необходимых документов, и в ближайшее время соответствующие постановления будут приняты. Сам механизм зернового демпфера вступит в силу с 1 апреля (когда начнут публиковать цены контрактов), а в первый раз пошлина будет определена 2 июня по итогам расчета сложившейся контрактной цены.
Крестьяне просят оставить деньги в их кармане
Более пессимистичного взгляда на меры правительства придерживается экспертное сообщество и сельхозпроизводители. Ограничения экспорта зерна с помощью плавающей пошлины в рамках введения зернового демпфера, по словам президента Российского зернового союза (РЗС) Аркадия Злочевского, негативно отразятся на отечественном производстве. «Такая системная машина по выниманию денег из крестьянского кармана поменяет достаточно серьезно производственные планы крестьян, в первую очередь на севооборот, причем сокращение посевных площадей уже обеспечено», — отмечает эксперт.
Если из текущей мировой цены на зерно вычесть все затраты, в том числе размер пошлины, то сеять пшеницу, по расчетам РЗС, становится невыгодно. Так, стоимость удобрений с июля прошлого года выросла более чем на 16%. Кроме того, в нынешнем году резко повышен утилизационный сбор на сельхозтехнику, в результате чего она вырастет в цене. В частности, утильсбор на самоходные опрыскиватели составит более 3,2 млн руб. (ранее равнялся 1,38 млн руб.), на трактор — 3,15 млн руб. (в прошлом году — 862,5 тыс. руб.), комбайны — 2,501 млн руб. (в 2020 г. — 1,121 млн руб.).
«Почему, если нужно кого-то поддержать, нужно кого-то придушить? — комментирует ситуацию глава Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов. — Производитель, если ему сужать рынки сбыта, будет либо сокращать производство, либо займется производством других культур, что не очень координируется с целью по увеличению экспорта сельхозпродукции до 45 млрд долл. к 2030 г.».
«Россия по численности населения маленькая, аграрная экономика тоже маленькая, где-то раз в 20 меньше китайской, — подчеркивает вице-президент РЗС Александр Корбут. — Численность населения снижается, изменилась парадигма питания, все потребление и те прогнозы, которые делают эксперты, показывают простую вещь — внутреннее среднее общее потребление уперлось в потолок. Экспорт — это единственный драйвер сельского хозяйства».
«Мы сегодня одномоментно нарастить внутреннее потребление на фуражные цели зерна не сможем. Альтернативы экспорту нет, — считает президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Аркадий Гуревич. — Мы 10—15 лет раскручиваем программы поддержки сельского хозяйства, достигли больших успехов, а теперь в одночасье мы на этом пытаемся поставить крест».
Более эффективным методом поддержки сельхозпроизводителей является адресная помощь социально слабым россиянам, нацеленная именно на покупку продуктов питания. «Эффективно поддержать аграриев — это давать субсидии непосредственно населению, с такой привязкой, чтобы их можно было потратить только на продукты питания в любой рознице», — уверен эксперт продовольственного рынка Сергей Гудков. Технологической основой такого подхода может стать социальное казначейство, которое представляет собой единую информационную платформу, где учтены доходы всех граждан.