В январе текущего года промышленное производство, по данным Росстата, сократилось на 2,5% год к году (после роста на 2,1% в декабре 2020 г. и снижения на 2,6% в целом за прошлый год). При этом уменьшение выпуска в индустрии, по оценке Минэкономразвития, обусловлено отрицательным вкладом добычи нефти (–2,8 п.п.) в условиях действия соглашений ОПЕК+. Более позитивную картину показывают расчеты ИНП РАН: индекс промпроизводства со снятой сезонностью в январе 2021 г. по сравнению с предыдущим месяцем ученые оценивают в 100,1%.
Несмотря на сокращение выпуска в нефтяной отрасли, масштаб снижения в добыче полезных ископаемых в целом в январе 2021 г. несколько уменьшился (до –7,1% год к году после –7,5% в декабре 2020 г.). Причем по итогам января индекс добычи угля показал рост на 6,7% год к году, который сопровождался увеличением объема железнодорожных перевозок указанного типа грузов (+5,2% год к году, по оперативным данным РЖД).
Кроме того, поддержку динамике добывающих отраслей оказывает плановое ослабление условий соглашения ОПЕК+ с 1 января. В результате сокращение добычи нефти (в натуральном выражении) в первом месяце 2021 г. составило –9,8% год к году после –11,6% в декабре предыдущего года.
Снижение выпуска обрабатывающих отраслей в январе в годовом выражении (–1%) после нескольких месяцев устойчивого роста было обусловлено в том числе эффектом высокой базы начала прошлого года (+3,8% год к году в январе 2020 г.). Особое значение данный эффект имел для динамики производства пищевых продуктов, которое в январе предыдущего года показало рост на +9,6% год к году.
Отрицательный вклад в годовые показатели обрабатывающей промышленности внес также календарный фактор (15 рабочих дней в январе текущего года по сравнению с 17 в аналогичном месяце 2020 г.).
В отраслевом разрезе наибольший негативный вклад в динамику обрабатывающих отраслей, как и в предыдущие месяцы, внесло снижение объемов нефтепереработки (–8,2% год к году), связанное в первую очередь с уменьшением спроса на моторные топлива на фоне сохраняющихся во всем мире ограничений на перемещения людей.
Падение выпуска в годовом выражении также наблюдалось в металлургическом комплексе и ряде подотраслей машиностроения (включая производство легковых автомобилей, что коррелирует с данными Ассоциации европейского бизнеса о снижении их продаж в январе на 4,2% год к году).
Вместе с тем в январе продолжился активный рост в химическом комплексе (в том числе производство химических веществ увеличилось на 9,2% год к году, фармацевтическое производство — на 74,9%) и легкой промышленности (+3,8%).
Более оптимистично смотрят на динамику отечественной индустрии аналитики Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Индекс промпроизводства в январе 2021 г. по сравнению с предыдущим месяцем (со снятой сезонностью) они оценивают в 100,1%.
Позитивные перспективы обещает также динамика Сводного опережающего индекса (СОИ) ВШЭ. Сценарий постепенного восстановления российской экономики остается основным.
В январе 2020 г., судя по предпринимательским опросам, несколько сократились новые заказы на производство продукции, что говорит о нестабильности внутреннего спроса. Кроме того, несмотря на рост нефтяных цен и фондового индекса РТС, их уровни остаются существенно ниже, чем год назад. Поэтому, пока не будет изжит прежний «эффект базы» и не вступит (скорее всего, с марта) в свои права новая точка отсчета, заметный рост СОИ маловероятен.
«В целом экономика России постепенно восстанавливается, хотя риски, связанные с пандемией COVID-19, еще остаются — в частности, из-за новых мутаций коронавируса, — подчеркивает эксперт ВШЭ Сергей Смирнов. — Тем не менее оптимизм, обозначившийся после начала вакцинации в разных странах, договоренности в рамках ОПЕК+, а также отсутствие явных негативных макроэкономических шоков увеличивают вероятность позитивного сценария».