За время пандемии отечественные компании накопили бесценный опыт по минимизации и предупреждению распространения коронавирусной инфекции в офисах и на производстве. Опытом разработки системного подхода, перечнем мер, включая мониторинг задач по предотвращению распространения инфекции, делится Елена Компасенко, начальник Управления по ОТ, ПБ и ООС, АО «Зарубежнефть»1.
Наша компания начала осуществлять мониторинг ситуации распространения новой коронавирусной инфекции с момента ее распространения в КНР: первое совещание было проведено в январе 2020 г. после поступления информации о COVID-19 из-за рубежа. В феврале ответственные подразделения стали готовить план по предотвращению распространения инфекции и внедрять его в дочерних обществах компании.
В рамках системы cдерживающих мероприятий были сформированы три ключевые цели:
-
обеспечение здоровья и эффективной работы сотрудников;
-
обеспечение непрерывности производственных процессов;
-
организация непрерывных информационных потоков.
В марте 2020 г. для закрепления и реализации этих целей в компании было выпущено три приказа.
Общие меры по минимизации и предупреждению распространения вируса
В компании была разработана четырехуровневая система действий по готовности к реагированию на распространение COVID-19 (см. табл. 1).
Четырехуровневая система действий по готовности к реагированию на распространение коронавирусной инфекции (таблица 1)
Штатный режим |
Подготовка к реагированию |
Активные действия (план «А») |
Режим ЧС (план «Б») |
Ситуация стандартная |
Готовность реагирования на потенциально низкую угрозу |
Резкий рост зарегистрированных случаев коронавируса в стране (эскалация) |
Подтверждение коронавирусной инфекции у работников группы компаний |
Все работники предприятий были сразу обеспечены СИЗ (перчатки и респираторы). Были закуплены различные средства для дезинфекции, а кафетерии и все другие места скопления людей оснащены специальным оборудованием для санобработки.
Разработанная в компании система мер по предупреждению распространения COVID-19 включает в себя следующий комплекс мероприятий:
-
оперативный сбор информации;
-
мероприятия по недопущению распространения вируса в офисе;
-
мероприятия по организации работы сотрудников;
-
мероприятия по недопущению распространения вируса в дочерних обществах.
-
Что касается двух последних пунктов, то данные мероприятия включают следующие организационные мероприятия:
-
организовано измерение температуры тела работников АО. Измерение производится ежедневно при входе в здание и каждые четыре часа на рабочем месте;
-
исключен доступ в здание АО посетителей по разовым пропускам;
-
организована дополнительная санитарная обработка всех поверхностей в офисе;
-
организована выдача еды в одноразовых ланч-боксах, с одноразовыми приборами;
-
введен режим надомного труда на три календарных дня после окончания отпуска, командировки, больничного;
-
тестирование сотрудников «быстрыми» тестами.
Как вводился удаленный режим работы
Еще до введения официальных ограничений федеральными и региональными органами власти в компании начал внедряться удаленный формат работы. В частности, с 10 по 17 марта 2020 г. был осуществлен точечный переход в удаленку небольшой группы сотрудников (1,6%). И уже с 17 по 30 марта — массовый перевод сотрудников на удаленный формат работы (42%). Сразу после объявления нерабочих дней в соответствии с указом Президента РФ (с 23 апреля по 11 мая) все сотрудники были переведены на удаленный формат работы.
Чтобы мотивировать персонал на удаленной работе, для всех сотрудников были установлены задачи и рейтинг по их выполнению. Это обеспечивает заинтересованность людей в результатах своей работы.
Данное решение потребовало мобилизации всех возможностей ИТ-подразделения, так как его работа усложнялась взаимодействием сотрудников с коллегами или партнерами, находящимися в разных временных поясах. Однако нам удалось сохранить рабочий ритм даже в «удаленке». Работа по организации шла плотно, напряженно и без паники. Оперативно принятые ИТ- и управленческие решения по потокам информации и постановке задач сотрудникам позволили им максимально быстро адаптироваться к новым реалиям и в полной мере выполнять свои функциональные обязанности в удаленном режиме работы.
По окончании нерабочих дней (с 12 мая) в офисе каждый день работают в среднем 16% работников (около 50 человек). С 29 июня начался поэтапный вывод сотрудников на работу. В настоящий момент в офисе компании находится порядка 55% сотрудников (из расчета один человек на кабинет). Таким образом, поэтапный и оперативный перевод персонала на удаленную работу позволил снизить риски заражения персонала.
В связи с изменением эпидемиологической ситуации и наступлением лета возобновились командировки, люди стали уходить в отпуска. Поэтому в компании была разработана концепция тестирования. Через медицинские учреждения были закуплены тесты, для их правильного использования медперсонал компании прошел обучение. С июля для работы в офисе персонал тестируется в обязательном порядке. Дополнительно к этому в течение трех дней после возвращения сотрудника из командировки или отпуска за его состоянием здоровья ведется наблюдение перед его допуском к работе.
Помимо этого, в компании были разработаны различные сценарии режима работы сотрудников в зависимости от уровня заражения населения (то есть от числа зараженных в день в городе), например, для Москвы это выглядело следующим образом: сценарии исходили из растущего или падающего тренда по инфицированию населения в Москве. Так, растущий тренд был поделен на четыре зоны: зеленая (минимальные уровень, менее 100 человек в день); серая (умеренный уровень, от 100 до 1000 человек в день); желтая (повышенный уровень, от 1000 до 1500 человек в день); красная (максимальный уровень, более 1500 человек в день). Кроме уровня заболеваемости учитывается скорость распространения инфекции, коэффициент распространения инфекции Rt.
На основе мониторинга ситуации в городе при растущем тренде принимаются следующие решения: зеленая зона — в офис могут выйти 100% сотрудников при соблюдении всех правил и использовании СИЗ. Если зона серая: в офисе разрешено работать 50% сотрудников (исходя из условия не более одного сотрудника в кабинете), при этом действуют минимальные ограничения (командировки по согласованию с генеральным директором, визиты внешних посетителей офиса по согласованию с генеральным директором или его заместителем и только при условии тестирования, допуск работников в офис производится тоже через тестирование). В желтой зоне: действуют все ограничения предыдущего этапа, в офисе разрешено работать 25% сотрудников (руководитель управления плюс один сотрудник), также офис закрыт для посещения внешними посетителями. Красная зона: весь персонал работает удаленно (разрешен только выход обслуживающих служб для поддержания жизнедеятельности ключевых бизнес-процессов и функционирования административного здания).
В падающем тренде после красной зоны также было выделено четыре зоны:
-
желтая (повышенный уровень заражения — 1500—1300 человек);
-
серая (умеренная зараженность — 1300—500 человек);
-
светло-зеленая (незначительная — 500—100 человек);
-
зеленая (минимальная — менее 100 человек).
В зависимости от зоны, характеризующей уровень инфицирования населения, были разработаны сценарии по постепенному переводу персонала с удаленной работы на работу в офисах.
Так как у компании есть также офис и в Самаре, то для него также был разработан формат работы режима самарской группы в зависимости от степени заражения населения (см. рисунок).
В компании осуществляется постоянный мониторинг качества постановки задач и подготовки отчетов сотрудниками, работающими удаленно. УВА И УПИОР2 регулярно проводят анализ и оценивают качество работы структурных подразделений за отчетный период, выделяют лучшие практики и зоны, требующие развития. Для этого разработаны следующие критерии оценки работы структурных подразделений для формирования их «рейтинга» по постановке и выполнению задач:
-
полнота и своевременность размещения информации по задачам;
-
качество постановки задач;
-
полнота и своевременность размещения информации по отчетам;
-
качество отчета по задачам.
Такой рейтинг способствует повышению ответственности структурных подразделений, улучшает мотивацию сотрудников к совершенствованию текущего формата работы. Кроме того, лучшие практики тиражируются.
Мероприятия по недопущению распространения COVID-19 на производственных объектах
В целях минимизации рисков распространения вируса в компании было принято решение о запрете на въезд с 23 марта до второй половины мая новых вахтовых работников на месторождения, включая работников подрядных организаций.
На производственных объектах к комплексу стандартных мероприятий введены дополнительные меры, например:
-
увеличение срока вахты до 60 дней (в том числе для работников подрядных организаций);
-
увеличение запасов продуктов питания на 60 дней;
-
доступ на производственные объекты ограничен;
-
организован четырехэтапный контроль за состоянием здоровья работников;
-
организована цветовая маркировка прибывших на вахту сотрудников;
-
проведены командно-штабные занятия по эвакуации работников в случае заражения COVID-19;
-
организована дополнительная санитарная обработка всех поверхностей в АБК и ВЖК3.
Цветовая маркировка подразумевает наличие у персонала повязки или жилета определенного цвета в зависимости от этапа латентного (скрытого) периода возможной инфекции после вступления на вахту:
-
первые 14 дней — повязка красная;
-
с 15 по 21 день — повязка желтая;
-
после 22 дня — повязка зеленая (латентный период закончился).
Это лишь обозначение групп людей в зависимости от рисков их возможного инфицирования, чтобы учитывать данный факт для социального дистанцирования и т.д.
Кроме того, были приняты определенные меры и при проведении перевахтовки, например, такие как:
-
сегментация персонала перед началом вахты с составлением списков групп проживания в обсерваторе под постоянным видеоконтролем;
-
запрос деклараций о состоянии здоровья и результатов теста;
-
осмотр врача перед вылетом;
-
дезинфекция багажа;
-
обязательное ношение СИЗ при ведении работ и в период перевахтовки;
-
максимальное использование принципа бесконтактной передачи вахты.
При сегментации персонала используется «принцип лего»: после сбора персонала с соблюдением требований социальной дистанции осуществляется перевахтовка малыми группами на этапе обсервации, затем персонал расселяется по блокам с учетом присвоенных номеров сегментации.
Оперативная изоляция и санобработка ячейки обсервации происходит при подозрении на инфицирование. При выходе на работу осуществляется перераспределение персонала по блокам постоянного проживания с учетом ранее распределенной сегментации и социального дистанцирования. Персонал одного подразделения в обязательном порядке разбивается на несколько ячеек сегментации и проживает в различных блоках. Основные требования по проведению смены вахт системно представлены в виде уровней барьеров для предотвращения инфицирования (см. табл. 2).
Основные требования по проведению смены вахт категории I, в том числе персонала подрядных организаций (таблица 2)
Барьер № 1 |
Барьер № 2 |
Барьер № 3 |
Барьер № 4 |
|||
Тестирование в месте проживания за пять дней до заезда* |
Результат/Тест на COVID-19 |
|
Результат/Тест на COVID-19 |
|
Результат/Тест на COVID-19 |
|
Движение на общественном транспорте с применением всех мер для защиты (маски, антисептики, перчатки)
|
|
|
|
План действий при выявлении заражения
Ключевыми целями группы компаний в условиях пандемии становятся обеспечение здоровья сотрудников и поддержка персонала. Как уже было обозначено: предпринимаются все возможные меры профилактики, контроль за состоянием здоровья персонала и его перевахтовки, тестирование, удаленный формат работы для большинства категорий сотрудников.
Однако нужно быть готовым к различным вариантам событий, поэтому в компании разработаны сценарии поведения в случае заражения сотрудника и соответствующие им планы действий. В результате утверждены три плана действий (см. табл. 3) при:
-
выявлении признаков ОРВИ;
-
заражении COVID-19;
-
массовом заражении COVID-19.
План действий при выявлении заражения COVID-19 (таблица 3)
Шаг |
При выявлении признаков ОРВИ |
При выявлении заражения COVID-19 |
При массовом заражении COVID-19 |
1 |
Изоляция работника в отдельном помещении |
Изоляция работника в отдельное определенное помещение |
Изоляция зараженных работников и возможных контактеров |
2 |
Забор биоматериала медработником, отправка его на исследование |
Информирование Роспотребнадзора НАО |
|
3 |
Проведение дезинфицирующих мероприятий |
|
Проведение мероприятий по консервации производства в соответствии с планом ЧС |
4 |
Тестирование на COVID-19 |
|
Проведение мероприятий по эвакуации незараженных работников |
5 |
При положительном тесте — действия в соответствии с планом ЧС, при отрицательном тесте — допуск к работе |
|
|
***
Сегодня можно сказать, что мероприятия по предотвращению заражения COVID-19 реализуются в компании системно, поэтому ситуация находится под контролем.
Надеюсь, что наш опыт в этой области окажется полезным промышленным компаниям и позволит успешно минимизировать риски, связанные с распространением инфекции.
1Автор выступал с данной темой на конференции «Управление рисками в промышленности», организованной Группой «Просперити Медиа» и порталом CFO-Russia.ru при информационной поддержке «ЭЖ».
2УВА — Управление внутреннего аудита. УПИОР — Управление перспективного и организационного развития.
3АБК — административно-бытовой корпус. ВЖК — вахтовый жилой комплекс.