Постепенный спад пандемии подхлестнул во втором месяце зимы усиление глобальной экономической активности в большинстве развитых государств. Композитный флэш-индекс деловой активности PMI Соединенных Штатов вырос до 58,8 балла, что стало максимальным значением за последние почти шесть лет. В еврозоне и Японии композитный флэш-индикатор PMI также сделал шаг к границе благоприятного делового климата — с январского уровня 47,8 балла до значения 48,1 в Старом Свете и с отметки 47,1 балла до планки 47,6 в Стране восходящего солнца.
Частные компании США сообщили в ходе февральских опросов компании IHS Markit о самом сильном месячном росте объемов выпуска за последний 71 месяц. Сезонно скорректированный композитный флэш-индекс деловой активности PMI в Соединенных Штатах (Flash U.S. Composite PMI) поднялся с 58,7 балла в январе до 58,8 в последнем месяце зимы, что существенно выше отметки, за которой начинается «зеленая зона» (50 баллов).
Рост сектора услуг был самым быстрым с марта 2015 г., причем менеджеры сервисных компаний отмечали увеличение деловой активности в результате отмены ограничений, связанных с вирусной инфекцией, и приток новых клиентов на внутреннем рынке. В то же время экспорт услуг сократился, что в значительной степени было обусловлено запретами на зарубежные поездки и туристические путешествия в некоторые страны.
Вместе с тем рост производства в обрабатывающей промышленности замедлился в феврале, что было связано с экстремальными погодными условиями и частыми сбоями в поставках сырья и материалов.
Тем не менее рост занятости в конце зимы продолжился, хотя и оставался относительно приглушенным, поскольку предприятия сферы услуг неохотно увеличивали численность рабочей силы, стремясь сокращать свои расходы в условиях неопределенности в отношении перспектив своего бизнеса.
На этом фоне деловая уверенность оставалась на самом высоком уровне за последние два года. При этом оптимизм менеджеров сферы услуг был более умеренным, чем ожидания руководителей производственных компаний, которые весьма уверенно смотрели в будущее.
«Несмотря на встречные ветры COVID-19, экстремальные погодные условия и рекордные задержки в цепочках поставок, американские компании в феврале сообщили о самом быстром росте выпуска за последние почти шесть лет, — подчеркивает главный экономист IHS Markit Крис Вильямсон (Chris Williamson). — Данные февральских опросов внушают надежду на то, что экономика США продемонстрирует приличный рост в I квартале 2021 г. Вместе с тем определенное беспокойство вызывает тот факт, что издержки фирм выросли, что привело к увеличению отпускных цен на товары и услуги рекордными темпами и может вызвать дальнейший рост инфляции».
Экономика Европы оживает
Деловая активность в еврозоне четвертый месяц подряд держится в негативной области, однако в феврале композитный индикатор PMI сделал шаг вверх, поднявшись ближе к границе благоприятного экономического климата.
Сезонно скорректированный флэш-индекс PMI (Flesh Eurozone Composite PMI) вырос с 47,8 балла в январе до 48,1 в феврале. При этом флэш-индикатор PMI обрабатывающего сектора Европы увеличился с январского уровня 54,6 балла до отметки 57,4 в феврале.
Рост деловой активности в производственном сегменте европейской экономики в феврале был самым быстрым с октября прошлого года. Хорошую динамику показала обрабатывающая промышленность Германии (здесь композитный флэш-индекс PMI увеличился с 50,8 балла в январе до 51,3 в феврале). Успехи французской производственной индустрии были скромнее.
Тем не менее занятость во всей еврозоне продолжила снижение двенадцатый месяц подряд. Потери рабочих мест в секторе услуг перевесили скромное увеличение найма в обрабатывающей промышленности, где численность персонала выросла впервые с апреля 2019 г.
«Противоэпидемические меры, действие которых было продолжено в ряде европейских стран, нанесли очередной удар по деловой активности в секторе услуг ЕС в феврале, что повысило вероятность повторного падения ВВП в I квартале. Правда, этот удар был смягчен усилением экономической активности в обрабатывающей промышленности, что позволяет надеяться на гораздо более мягкий экономический спад, чем в первой половине прошлого года», — комментирует ситуацию Крис Вильямсон.
Одной из острых проблем производственного сектора еврозоны, по его словам, стало дальнейшее усиление дефицита предложения сырья и материалов, что привело к росту их цен. Задержки и срывы в цепочках поставок увеличились почти до рекордных уровней, что, в свою очередь, привело к самому высокому почти за десять лет росту затрат производителей на используемые ими ресурсы. В настоящее время слабый потребительский спрос — особенно на услуги — ограничивает общее ценовое давление, но вполне вероятно, что инфляция в ближайшие месяцы усилится.
Японский бизнес уверен в будущем
Частный сектор японской экономики во втором месяце нынешнего года по-прежнему находился в зоне неблагоприятного делового климата, хотя композитный флэш-индикатор PMI немного подрос и приблизился к «заветной черте» — 50 баллам, за которой начинается позитивная конъюнктура. Значение au Jibun Bank Flash Japan Composite PMI в январе составило 47,6 балла после 47,1 месяцем ранее.
Новые заказы в феврале снизились, что было вызвано ослаблением внутреннего спроса. Зато экспортные заказы стабилизировались после 26 месяцев последовательного сокращения. Уровень занятости немного вырос, что впервые за 12 месяцев сигнализировало о создании новых рабочих мест в частном секторе Страны восходящего солнца.
Позитивный тренд продемонстрировал обрабатывающий сектор Японии. Индекс экономической активности в производственном сегменте вырос с 49,8 балла в январе до 50,6 во втором месяце текущего года. Объем выпуска и количество новых заказов росли самыми быстрыми темпами с декабря 2018 г. Новые экспортные заказы увеличивались, показывая наиболее быстрые темпы с марта 2018 г.
«Предприниматели в феврале были настроены оптимистично и выражали уверенность в том, что условия ведения бизнеса улучшатся в ближайшие 12 месяцев, — отмечает экономист IHS Markit Усама Бхатти (Usamah Bhatti). —...Вместе с тем бизнесмены считают, что некоторые ограничения, вызванные пандемией, вероятно, сохранятся и в ближайшем будущем».