Президиум Верховного суда РФ 17 февраля 2021 г. утвердил третий Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В нем он рассмотрел в том числе два вопроса по налоговому законодательству.
Разъяснения даны Президиумом Верховного суда РФ в целях единообразного применения судами норм действующего законодательства.
Просрочка уплаты налога из-за пандемии
Из-за распространения коронавируса и введения ограничительных мер многие граждане, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью, попали в сложное финансовое положение. Возник вопрос: является ли распространение COVID-19 уважительной причиной для неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налогов в установленный законодательством срок и подлежат ли в таком случае начислению пени за период просрочки?
Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ в первую часть Налогового кодекса были введены положения, позволяющие Правительству РФ и субъектам РФ в 2020 г. продлевать сроки уплаты налогов. Так, Правительство РФ вправе было в 2020 г. издавать нормативные акты, предусматривающие в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. включительно перенос сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе по спецрежимам, а также сроков уплаты страховых взносов и сборов (подп. 2 п. 3 ст. 4 НК РФ). Также Правительство РФ вправе было продлять сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (подп. 3 п. 3 ст. 4 НК РФ). А у высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ было право продлевать в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. включительно сроки уплаты налогов по спецрежимам, а также региональных, местных налогов и торгового сбора, если эти сроки не были перенесены Правительством РФ (п. 4 ст. 4 НК РФ). Во исполнение этих положений постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» были продлены сроки уплаты налогов, сборов и авансовых платежей для ряда организаций и индивидуальных предпринимателей.
В связи с этим Президиум Верховного суда РФ указал, что, если нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципального образования в 2020 г. для физических лиц не установлены иные сроки уплаты регионального или местного налога, они подлежат уплате в срок, установленный НК РФ. Распространение новой коронавирусной инфекции само по себе не является основанием для переноса срока уплаты налога и освобождения от уплаты пеней за соответствующий период. Если лицо претендует на изменение срока уплаты налога, оно вправе подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки. После вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки пени на сумму задолженности не начисляются (п. 8 ст. 64 НК РФ).
Споры по «ковидным» субсидиям
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 были утверждены Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее — Правила предоставления субсидий). За получением субсидий нужно было обращаться в налоговый орган. Налоговым кодексом предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования действий налоговиков (п. 2 ст. 138 НК РФ). Но нужно ли соблюдать этот порядок, если спор с налоговиками возник по поводу предоставления субсидии?
Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ досудебный порядок урегулирования экономического спора, возникшего из административных и иных публичных правоотношений, требуется, только если такой порядок установлен федеральным законом.
Президиум ВАС РФ разъяснил, что по смыслу положений ст. 1 и п. 1 ст. 2 НК РФ досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный п. 2 ст. 138 НК РФ, применяется, когда обжалуются акты и действия (бездействие) налогового органа при реализации им полномочий, предусмотренных налоговым законодательством. Правила предоставления субсидий к актам законодательства о налогах и сборах не относятся. Поэтому при рассмотрении споров, связанных с отказом налоговых органов в предоставлении субсидии и их бездействием в отношении представленных заявлений, обязательный досудебный порядок не применяется.