Опытную эксплуатацию реестра обязательных требований, предъявляемых бизнесу в рамках государственного контроля, начало Министерство цифрового развития. Сведения, содержащиеся в реестре, будут размещаться на специализированном публичном портале, который будет вести ведомство. Сейчас реестр, работа над которым ведется совместно с Минэкономразвития, позволяет оперативно информировать правительство о ходе реализации «регуляторной гильотины».
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций сообщило о запуске в опытную эксплуатацию реестра обязательных требований, предъявляемых бизнесу в рамках госконтроля. Федеральная государственная информационная система (ФГИС) создана для реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере контрольно-надзорной деятельности. Данное обязательство было возложено на Минцифры после утверждения правительством правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований 6 февраля 2021 г.
Цель создания реестра — систематизация обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах (НПА), ведение актуальной электронной базы данных таких НПА, а также информирование заинтересованных лиц об обязательных требованиях.
«Минцифры как оператор системы обеспечивает ее бесперебойное функционирование в соответствии с техническими, качественными, функциональными и эксплуатационными требованиями к реестру, — подчеркивает замглавы ведомства Олег Качанов. — Сведения, содержащиеся в реестре, будут размещаться на специализированном публичном портале, функционирование которого также обеспечит Минцифры до 1 июля 2021 г. Все эти инструменты призваны помочь бизнесу соблюдать обязательные требования».
Среди функциональных возможностей системы — автоматическое распознавание в текстах НПА обязательных требований и проверка их на дублирование с помощью современных технологий анализа данных и машинного обучения. Это упрощает процессы наполнения и поддержания реестра обязательных требований в актуальном состоянии.
Система выступает в качестве единой платформы для коммуникации рабочих групп, экспертов, представителей федеральных органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов и Аналитического центра при правительстве в процессе дальнейшей актуализации НПА, содержащих обязательные требования.
Среди прочего функционала ФГИС имеет возможность планирования и проведения очных и заочных заседаний рабочих групп, учета планов-графиков разработки нормативных правовых актов, мониторинга этапов согласования проектов актов. Такой подход позволил автоматизировать деятельность 43 рабочих групп, в системе уже работают более 3,5 тыс. пользователей, состоялось более 800 заседаний рабочих групп.
В настоящее время реестр, работа над которым ведется совместно с Минэкономразвития, позволяет оперативно информировать правительство о ходе реализации «регуляторной гильотины» в части пересмотра актов с обязательными требованиями.
«В рамках пилотного проекта будут сделаны первые шаги к выделению обязательных требований и их систематизации, — отмечает статс-секретарь — заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев. — После завершения эксперимента с пятью федеральными органами исполнительной власти мы планируем масштабировать реестр на деятельность остальных органов власти, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность. Инструменты, реализуемые при создании системы, должны быть полезны как предпринимателям, так и органам государственной власти, устанавливающим новые обязательные требования и осуществляющим контроль за их исполнением».