Рост интернет-продаж поддержал бумажный рынок

| статьи | печать

В 2020 г. целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) вышла из кризиса лучше, чем многие другие отрасли, следует из обзора Центра развития НИУ ВШЭ. Прирост производства целлюлозы, бумаги и картона, по предварительным оценкам, составил 4,7% против –0,1% в обрабатывающей промышленности. И это несмотря на то, что кризис обострил системные изменения, происходящие в секторе. Так, спрос на печатную прессу упал до минимальных значений, реклама перешла в онлайн-медиа.

Целлюлозно-бумажная промышленность — одна из ведущих отраслей лесного комплекса, обеспечивающая глубокую переработку древесного сырья. Россия занимает третье место в мире по объему производства волокнистых полуфабрикатов и 13-е место — по объемам производства бумаги и картона. Пандемия повлияла на потребление бумаги в школах, офисах и на предприятиях из-за перехода на удаленный формат работы. В то же время бумажная упаковка, за редким исключением, оставалась растущим сегментом за счет активного роста электронной торговли и служб доставки.

Значительная часть российской лесопромышленной продукции экспортируется за рубеж, увеличению экспорта способствует устойчивый рост мирового потребления упаковки (до 12—15% в год), а также периодически происходящее ослабление рубля относительно основных мировых валют (в том числе в 2020 г.). При этом для российского лесопромышленного комплекса (ЛПК) в целом характерен качественный дисбаланс между экспортом и импортом: преобладает продукция низкого передела, в значительных количествах экспортируется необработанная древесина и пиломатериалы.

В экспорте продукции ЦБП доминируют товарная целлюлоза, газетная бумага. Доля РФ в мировом экспорте целлюлозы в 2019 г. составила 3,6%, газетной бумаги — 15,1%. Импортируются более дорогие виды продукции (санитарно-гигиенические изделия, высококачественные тара и упаковка). Однако за последние десять лет ситуация заметно улучшилась, увеличилась глубина переработки внутри страны.

Объем производства тарных картонов в России в последние годы активно растет. В 2019 г. он достиг 4,25 млн т. В том числе крафтлайнера было выпущено 1,64 млн т, тестлайнера — 0,82 млн т, бумаги для гофрирования — 1,78 млн т. Основной тенденцией последних лет был опережающий рост производства макулатурных тарных картонов (МТК): объем выпуска тестлайнера на фоне ввода новых мощностей вырос за десять лет более чем в два раза.

В 2020 г. рекордно выросли объемы экспорта тарных картонов. Только за десять месяцев 2020 г. объем отгрузок на внешние рынки на 22% превысил пятилетний максимум, преодолев отметку в 1 млн т. Причем рост наблюдался во всех сегментах рынка, включая тестлайнер и бумагу для гофрирования. Доля экспорта в производстве увеличилась с обычных 17—19% до 26%.

Потребность в тарном картоне в России практически полностью закрывается внутренним производством, и импорт не оказывает значительного влияния на рынок. Объем поставок находится на уровне 100 тыс. т в год — в основном бумага для гофрирования и тестлайнер из Беларуси и Польши.

В 2020 г. импорт под влиянием ослабления рубля и роста внутренних мощностей упал еще больше. Российский рынок тарных картонов имеет устойчивую тенденцию к росту, поскольку спрос на гофротару увеличивается. Совокупный объем производства гофропродукции (изделий и товарного листа) с 2016 г. вырос на 2,6 млрд кв. м.

Рынок стимулирует также изменение форматов розничной торговли — развитие электронной коммерции, рост доли сетевых магазинов в общем объеме розничного оборота. В обоих случаях повышается роль упаковки — как в логистике, так и в коммуникации поставщика с потребителем. В 2019 г. объем видимого потреб­ления тарных картонов достиг 3,6 млн т.

Тенденция рынка — рост доли макулатурных картонов в структуре потребления на фоне роста мощностей. Доля крафтлайнера на рынке РФ снизилась с 36% в 2016 г. до 28% в 2019 г. Основная доля гофрокартона, производимого в России, потребляется самими производителями для дальнейшей переработки в гофротару.

Товарный гофрокартон используется как в качестве упаковки, так и для дальнейшей переработки в гофротару на мощностях других предприятий. Общемировая тенденция — уменьшение объемов вложения в единицу упаковки и снижение среднего граммажа гофрокартона. Легковесное сырье, которое сохраняет свою прочность, также способствует увеличению объемов выработки гофрокартона.

Резюмируя, аналитики Центра развития НИУ ВШЭ отметили, что в настоящее время ЦБП, как и другие отрасли промышленности, находится в стадии неопределенности. При условии выхода из кризиса в 2021 г. (о перспективе этого позволяют говорить тенденции конца 2020 г.) рынок целлюлозы и чистоцеллюлозных бумаг и картонов в среднесрочной перспективе останется дефицитным, несмотря на анонсированное расширение мировых мощностей.

В то же время в сегменте тарных картонов запуск новых мощностей уже в 2019 г. превышал рост спроса, и в ближайшие годы дисбаланс на рынке может усилиться. При этом высок риск вывода части мощностей с рынка — более всего ему подвержены мелкие и средние производители макулатурных картонов, неинтегрированные производители гофроупаковки, эксплуатанты устаревшего оборудования, проигрывающие по издержкам. В этих условиях важна поддержка государства, направленная на развитие спроса на внутреннем рынке, экспорта и качественный рост продукции отечественной ЦБП, считают эксперты.