Подписанный 17 февраля 2021 г. Федеральный закон № 6-ФЗ (далее — Закон № 6-ФЗ) существенным образом дополнил и уточнил механизмы и инструменты взаимодействия российских налоговых органов с налогоплательщиками в области контроля за соблюдением принципов рыночного ценообразования во внутригрупповых и приравненных к ним сделках. Очевидно, что многие изменения продиктованы наработанной практикой применения такого инструмента, как соглашения о ценообразовании. Желание крупных компаний иметь предсказуемое налогообложение без риска переоценки налоговыми органами последствий существенных для бизнеса сделок, включая внешнеторговые, подтолкнуло развитие данного института. Закон № 6-ФЗ вступает в силу с 17 марта 2021 г. Разберемся, какие именно практические вопросы им урегулированы.
Методы определения рыночных цен
Уточнено, что именно указанные в российском законе методы контроля за ценообразованием должны использоваться при оценке налоговыми органами условий предложенного налогоплательщиком соглашения о ценообразовании (п. 1 ст. 105.7 НК РФ). Вероятно, российские налоговые органы и прежде основывались на данных методах, но отсутствие прямой нормы могло давать налогоплательщику пространство для маневра в выборе методов. Например, основанных на правилах иностранных правопорядков, что могло иметь место при заключении соглашений с привлечением иностранного уполномоченного органа.
Однако и в случае участия в соглашении иностранного органа иностранные сопоставимые методы контроля за ценообразованием могут приниматься во внимание только при достижении одинаковых или очень близких результатов по сравнению с отечественными инструментами контроля (п. 2.1 ст. 105.7 НК РФ). Похоже, что это правило родилось в ходе дискуссии контролирующих органов при заключении соглашений о ценообразовании и оставляет за российской стороной право окончательной оценки эффекта от применения соглашения.
Уточнение перечня контролируемых сделок
Российский законодатель полностью отказывается от признака товаров как предметов мировой биржевой торговли при установлении перечня контролируемых сделок (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). То есть контролироваться будут сделки с теми товарами, чьи коды включены Минпромторгом России в соответствующий список в отношении товарных групп, установленных налоговым законодательством (п. 5 ст. 105.14 НК РФ).
Поскольку состав товарных групп больше не зависит от объективных условий, то есть наличия мировой биржевой торговли такими товарами, перечень контролируемых сделок может быть относительно легко расширен на любые интересующие российские власти категории товаров.
Пунктом 2 ст. 2 Закона № 6-ФЗ установлено, что положения подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ в редакции данного закона применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2022 г., вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Уточнение лимитов доходов по сделкам
Поскольку с течением времени и развитием правоприменительной практики годовые лимиты доходов, полученных по сделкам с товарами из выделенных законодателем товарных групп и с контрагентами, зарегистрированными в офшорах, начиная с которых такие сделки становились контролируемыми, были применены и к сделкам между взаимозависимыми лицами, то излишнего указания на лимиты по каждой категорий сделок не требуется (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
При этом уточненные положения закона теперь прямо указывают, что лимиты применяются именно к сделкам с одним лицом (лицами), а не вообще со всеми указанными лицами или по такой категории сделок (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Здесь очевидно желание законодателя исключить риск неправильного понимания норм и направления налогоплательщиками уведомлений о контролируемых сделках, в проверке условий которых у самих налоговых органов нет заинтересованности.
Определение суммы доходов по сделкам
Вводятся новые правила на тот случай, если по какому-то основанию налогоплательщик не исчисляет налог на прибыль, но ему необходимо все равно рассчитать сумму доходов, полученных по сделке для принятия решения о квалификации ее как контролируемой. В этом случае сумма дохода должна определяться расчетным путем по методу начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).
Если налогоплательщик действует через посредника, то доходы по контролируемым сделкам признаются также по методу начисления — то есть доход должен признаваться полученным на ту дату, которая указана как дата реализации принадлежащего таким налогоплательщикам имущества (имущественных прав), в извещении посредника (комиссионера, агента) (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Таким образом, и для организаций, и для физических лиц (например, индивидуальных предпринимателей) порядок расчета доходов по сделкам для целей признания их контролируемыми становится единым и не зависит от применяемой системы налогообложения доходов.
Сбор информации о сделке
В рамках проверок, особенно внешнеэкономических сделок, налоговые органы активно запрашивают иностранных коллег об особенностях ведения хозяйственной деятельности контрагентов российского налогоплательщика, выявляют все имеющие значение факты и обстоятельства деятельности российского налогоплательщика (например, в целях исключения затрат из состава расходов).
В случае если в ходе мероприятий налогового контроля выявится, что налогоплательщик не уведомил налоговые органы о совершении контролируемой сделки, вся собранная в соответствии с положениями международного договора, НК РФ или другого федерального закона информация должна передаваться вместе с извещением о выявлении такой незадекларированной сделки (п. 6 ст. 105.16 НК РФ), что упростит для ФНС России проведение проверки.
Налогоплательщик должен быть уведомлен о таком извещении не позднее 10 дней со дня его отправки.
Срок для представления странового отчета
Важной гарантией прав налогоплательщиков стало установление минимального срока на предоставление странового отчета участником международной группы компаний по требованию налогового органа. Такой срок не может составлять менее трех месяцев со дня получения налогоплательщиком указанного требования (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ).
Мораторий на проведение налоговых проверок
Пункт 1 ст. 105.17 НК РФ дополнен положением о том, что решение о проведении проверки соблюдения условий рыночного ценообразования не может быть принято в отношении совершенной налогоплательщиком в календарном году контролируемой сделки, если по такой сделке налогоплательщик обратился с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения за тот же календарный год и в отношении такого заявления не принято окончательного решения о согласии или отказе от заключения соглашения.
Если налоговый орган примет мотивированное решение об отказе от заключения соглашения о ценообразовании, право на проведение проверки сделки сохранится за налоговым органом в течение двух лет с момента принятия такого решения (п. 2 ст. 105.17 НК РФ), но уже в отношении контролируемых сделок, совершенных в период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).
Течение этого срока будет приостановлено в случае судебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа.
Таким образом, у налогоплательщиков появился дополнительный инструмент для выбора стратегии по взаимодействию с налоговыми органами, в том числе после получения информации о выявлении у него проверяющими существенной незадекларированной контролируемой сделки.
Срок хранения документов и отчетности
Следствием обращения с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании станет возникновение обязанности по обеспечению сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (на прибыль, НДС, НДД, НДПИ и НДФЛ), в течение шести лет, если при их исчислении учитывались доходы (расходы) по соответствующей сделке (п. 5.1 ст. 105.17 НК РФ).
Если же хотя бы одна из сторон сделки является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, то документы и данные бухгалтерского и налогового учета необходимо будет хранить в течение 10 лет.
Следовательно, необходимо заранее побеспокоиться о том, чтобы документация была сохранна, если принято стратегическое решение о заключении соглашения о ценообразовании с налоговыми органами.
Расширение прав налоговых органов
При проверке правильности ценообразования по сделкам налоговый орган получил право запрашивать документы и информацию не только у участников сделки, но и у иных лиц. Запрошенные документы и информация должны быть предоставлены в течение 10 дней со дня получения требования. Этот срок может быть продлен, если ответственное за предоставление документов лицо направит уведомление о невозможности представления в установленный срок документов (информации) и о сроке (при необходимости), в течение которого эти документы (информация) могут быть представлены. Соответствующие поправки внесены в п. 7 ст. 105.17 НК РФ.
Тот же срок и порядок предоставления документов предусмотрены и при запросе налоговым органом дополнительных документов при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании (п. 3 ст. 105.22 НК РФ). Непредставление документов повлечет отказ от заключения соглашения (подп. 5 п. 8 ст. 105.22 НК РФ).
Сроки рассмотрения заявления о заключении соглашения
Срок рассмотрения заявления, не предполагающего вовлечения в процесс согласования иностранного налогового органа, должен составлять не более шести месяцев со дня получения заявления, с возможностью его продления для рассмотрения представленных налогоплательщиком документов до девяти месяцев (п. 4 ст. 105.22 НК РФ).
Следует отметить, что основания и порядок продления срока рассмотрения представленных налогоплательщиком документов устанавливаются налоговым органом самостоятельно.
Доработка условий соглашения
Налоговый кодекс предусматривает процедуру доработки соглашения о ценообразовании по инициативе налогового органа (подп. 3 п. 5 ст. 105.22). Новым п. 6.1 ст. 105.22 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен предоставить доработанный проект соглашения и необходимые документы в течение 30 дней с момента получения решения от налогового органа.
Если налогоплательщик не захочет далее работать над документом, то его отказ в активной или пассивной форме будет квалифицирован как основание для принятия налоговым органом решения об отказе от подписания соглашения (подп. 6 п. 8 ст. 105.22 НК РФ).
Заключение соглашения с участием иностранного налогового органа
Если налогоплательщик желает, чтобы в отношении внешнеторговой сделки соглашение о ценообразовании было заключено с участием уполномоченного иностранного органа, то соглашение между налоговыми органами двух стран будет достигаться по результатам проведенной с учетом положений главы 20.3 НК РФ взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (п. 2 ст. 105.20 НК РФ). На время предоставления документов иностранными коллегами по запросу российских налоговых органов в рамках проведения взаимосогласительной процедуры течение срока для рассмотрения заявления будет приостановлено.
Для обеспечения вовлечения иностранного уполномоченного органа в процесс рассмотрения соглашения о ценообразовании налогоплательщик должен попросить своего иностранного контрагента направить аналогичное заявление в адрес такого иностранного органа и предоставить подтверждение в российские налоговые органы вместе с собственным заявлением либо в течение шести месяцев после (п. 3.1 ст. 105.22 НК РФ).
Таким образом, заключение соглашения о ценообразовании с привлечением иностранного налогового органа потребует совместных усилий обоих контрагентов, российская компания не сможет действовать самостоятельно.
Заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком в целях заключения соглашения о ценообразовании в соответствии с п. 2 ст. 105.20 НК РФ, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок не более 24 месяцев со дня получения заявления, а в предусмотренном п. 3.1 ст. 105.20 НК РФ случае — со дня получения от налогоплательщика сведений о подаче его контрагентом заявления в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, в целях заключения такого соглашения о ценообразовании. ФНС России будет вправе рассматривать такое заявление в пределах 24 месяцев, с возможностью продления до 27 (п. 4 ст. 105.22 НК РФ).
Важно подчеркнуть, что, если подтверждение о направлении заявления иностранному налоговому органу не будет направлено сразу вместе с заявлением российского налогоплательщика, срок для рассмотрения заявления начнет течь только после предоставления такого документа.
Недостижение же итогового взаимного согласия между налоговыми органами других стран будет являться основанием для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (подп. 4 п. 8 ст. 105.22 НК РФ).
Однако и в этом случае у налогоплательщика будет право направить проект такого соглашения о ценообразовании в течение трех месяцев, но только уже без участия иностранного органа (п. 8.1 ст. 105.22 НК РФ).
Действие соглашения о ценообразовании, которое будет заключено после такого повторного обращения, может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик первоначально обращался в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании (п. 1 ст. 105.21 НК РФ).