Динамика преступлений, связанных с коррупцией, последние четыре года показывает не просто положительный тренд, а стремительный рост. Число преступлений только по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» подскочило, по данным Генпрокуратуры, с 3188 в 2017 г. до 4174 в прошлом году (+30%). Однако три четверти приговоров по делам о коррупции в 2020 г. составили штрафы и условное заключение, а Госдума обсуждает законопроект, освобождающий чиновников от ответственности в условиях форс-мажора. Между тем граждане, согласно опросам Левада-центра (иностранный агент), считают взяточничество самой острой в группе проблем власти и управления.
Масштабы коррупции в России последние годы продолжают расти. Так, количество преступлений по ст. 290 УК РФ «Получение взятки», по данным сайта Генпрокуратуры, увеличилось с 3188 в 2017 г. до 4174 в прошлом году (+30%).
Больше всего взяток чиновники брали в Москве, далее следуют Татарстан, Ставропольский край, Московская область, Краснодарский край, Челябинская и Ростовская области, Дагестан и Пермский край. Самое небольшое число «подношений» получили госслужащие Чукотки, Еврейской автономной области, Марий Эл, Адыгеи, Ингушетии, Тувы и Хакасии. География взяточничества выглядит вполне закономерно, учитывая размеры бюджетных средств в этих субъектах Федерации.
Общая сумма ущерба от коррупционных преступлений по возбужденным в 2020 г. уголовным делам, по оценке начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Виктора Балдина, превысила 63 млрд руб.
Около 1 тыс. сотрудников правоохранительных органов и свыше 500 госслужащих, по словам г-на Балдина, были осуждены в прошлом году по статьям, связанным с коррупционными действиями. Но приговоры в большинстве своем были весьма мягкими. В «места не столь отдаленные» отправились лишь 18% осужденных, условное заключение получили 35%, штрафы — 40%.
А в скором времени число получивших реальные сроки за коррупцию чиновников станет еще меньше. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения». Речь идет о случаях, когда чиновники могут не нести ответственность за нарушение антикоррупционных запретов, ограничений и требований, допущенное по независящим от них обстоятельствам.
«Законопроектом предусмотрено, что физическое лицо освобождается от ответственности в случае, если несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, признается следствием независящих от него обстоятельств», — отмечается в пояснительной записке к проекту закона.
Такими обстоятельствами будут признаваться «находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых <…> нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть». К ним, в частности, предлагается отнести стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами, в том числе иностранными. Ими не могут быть признаны «регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств».
Комиссия по урегулированию конфликта интересов должна признать причинно-следственную связь между возникновением таких обстоятельств и невозможностью соблюдения антикоррупционных ограничений, запретов и требований. При этом все ограничения и запреты должны быть соблюдены не позднее чем через месяц со дня прекращения действия «независящих» обстоятельств.
Сами депутаты довольно оптимистично настроены в отношении реализации законопроекта. «Принятый ГД в первом чтении правительственный законопроект никак не смягчает наказание и не освобождает от уголовного преследования за коррупционные преступления или иные корыстные злоупотребления чиновников всех уровней», — заявил председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
После того как не зависящие от данного лица обстоятельства, препятствовавшие выполнению антикоррупционных требований, будут устранены, все прописанные в законе требования, по словам г-на Пискарева, в полном объеме чиновнику придется выполнить. Речь идет, например, о не поданной вовремя декларации о доходах по причине наводнения, пожара или техногенной катастрофы. Данный закон, по мнению заместителя председателя Партии Роста Виктора Звагельского, может спасти от наказания «стрелочников» — госслужащих среднего звена, на которых зачастую перекладывают ответственность коррумпированные старшие коллеги.
«Стоит признать, что часто чиновник бывает вынужден действовать под обстоятельствами непреодолимой силы и в чем-то нарушать ряд регламентных норм, — отмечает Звагельский. — Вспомним хотя бы пандемию. Конкретный пример: условный министр здравоохранения региона N принимает решение закупать аппараты ИВЛ, когда времени на конкурсы просто нет. Он заведомо идет по грани закона, к примеру, вводя временный запрет на проведение тендеров, тем самым в данной экстренной ситуации отходя от главенства федерального закона. Как итог, выигранное время и спасенные жизни могут обернуться ему 285-й статьей УК — злоупотребление должностными полномочиями».
Тем не менее эксперты высказывают определенные опасения относительно практики реализации данного законопроекта. Не совсем ясно, кто попадет в состав комиссии по урегулированию конфликта интересов, которая будет признавать причинно-следственную связь между возникновением таких обстоятельств и невозможностью соблюдения антикоррупционных ограничений, запретов и требований. Даже сама процедура включения в состав этой комиссии, в свою очередь, может стать объектом коррупции.
На фоне soft power в методах борьбы с коррупцией особенно интересны результаты социологического опроса Левада-центра (иностранный агент), которые показывают, что самой острой в группе проблем власти и управления, по мнению россиян, стала коррупция.
Причем важность этой проблемы постоянно росла в глазах россиян именно последние годы, в течение которых увеличивалась статистика коррупционных преступлений, — с 24% респондентов в 2015 г. до 40% в текущем году. Преодолеть коррупцию преимущественно мягкими средствами, учитывая запущенность проблемы, маловероятно.