Очередное еженедельное определение динамики потребительского спроса, проводимое лабораторией СберИндекс и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбера, показало ускорение роста расходов в начале марта. Аналогичны выводы и исследовательского холдинга «Ромир».
В период с 1 по 7 марта потребительские траты, по данным аналитиков Сбера, увеличились на 4,2% год к году после 2,3% неделей ранее.
Основной вклад в ускорение внесли продовольственный сегмент (+7,1% в годовом измерении) и сектор услуг (–8,0% против –11,7% неделей ранее).
Эксперты Сбера прогнозируют, что в услугах падение относительно сопоставимого периода 2020 г. в ближайшие недели исчезнет ввиду благоприятного эффекта базы. Чтобы отслеживать истинное состояние дел в данном секторе, они добавили индикатор отклонения от тренда, то есть условно «нормального» номинального уровня, где должны были бы находиться траты, если бы не случилось пандемийного провала. Отклонение от этого потенциального значения несколько сильнее (–11,8%), однако авторы анализа отмечают, что за неделю 1—7 марта и оно повысилось на 3 п.п., что означает реальное улучшение в сервисной части экономики.
Количество активных бизнесов также указывает аналитикам Сбера на более благоприятную ситуацию с потребителем. Число точек в целом на 6,3% выше, чем в прошлом году, и наибольший прирост за неделю обеспечил именно сектор услуг (+10,1% год к году).
Кроме того, авторы исследования разделили категорию «Отели» на категории «Отели в России» и «Отели за рубежом» в силу существенного расхождения трендов по двум этим направлениям. Динамика трат на гостиницы внутри страны с начала года стала положительной (в период 1—7 марта рост составил +7,0% год к году), в то время как расходы за границей остаются значительно ниже допандемических уровней (–88,5% соответственно по итогам рассматриваемой недели).
С выводами аналитиков Сбера созвучны и результаты замера холдинга «Ромир». По его данным, с 1 по 7 марта 2021 г. недельные расходы выросли до уровня 5509 руб., что на 6,1% (317 руб.) больше показателя предыдущей недели и на 14,6% (702 руб.) больше размера недельных расходов девятой недели 2020 г.
Естественно, перед 8 марта расходы должны повышаться. Вероятно, исходя из данных исследований, рост еще и реален.