В среду, 17 марта, в стране начали действовать поправки в Налоговый кодекс, существенно расширяющие доступ налоговых органов к банковской тайне. Вряд ли это несет какие-то риски для физических лиц — наемных работников, как и для крупного бизнеса. Беспокоиться стоит, пожалуй, индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу, вынужденным всерьез заниматься налоговой оптимизацией. Эксперты высказывают недоумение новым ужесточением фискальных мероприятий во время пандемии, сегодня более логичным им представляется введение налоговых послаблений ради выживания бизнеса.
Отныне кредитные организации будут обязаны предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствами, копии договора на открытие счета и заявления на его закрытие, а также образцы подписей и оттиски печатей. Федеральная налоговая служба (ФНС) также получит доступ ко всей информации и документам, которые в банк предоставляет клиент при идентификации. Еще кредитные организации будут обязаны раскрывать выгодоприобретателей по совершаемым операциям — как в отдельных случаях, так и за определенный период. На передачу сведений в налоговую инспекцию банкам дается три дня с момента получения запроса.
В пресс-службе Федеральной налоговой службы объяснили ТАСС, что доступ налоговых органов к банковской тайне применяется для предотвращения ухода от налогов и не затронет добросовестных налогоплательщиков. Мол, изменения вводятся для «повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля», «предотвращении ущерба от недобросовестных налогоплательщиков», а все собранные ФНС данные «составляют налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа». Также налоговики обращают внимание на то, что закон не предусматривает непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах и вкладах физических лиц. Режим получения таких сведений останется прежним — только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
Ранее против новой налоговой инициативы выступал Минюст. В заключении ведомства говорилось: «Не ясно, для каких целей налоговые органы наделяются правом запрашивать вышеприведенный перечень имеющихся в распоряжении банка документов и сведений, поскольку в представленных материалах отсутствует аргументация вводимых проектом поправок положений». Минфин в пояснительной записке к проекту отвечал так: поправки необходимы для осуществления налогового контроля и исполнения международных обязательств РФ по обмену информацией в налоговых целях.
Экономист Евгений Гонтмахер говорит, что мы видим новый риск удара по небольшому бизнесу. Он отмечает, что, в принципе, нововведение не противоречит мировой практике. Но важно, какие существуют ограничения для применения механизма, а отечественная практика говорит о том, что применение может быть весьма болезненным. К тому же эксперта удивляет время срочного принятия и вступления в силу поправок — когда с трудом выживающие в пандемию малые предприниматели пытаются встать с колен.
Другие эксперты отмечают, что под удар, возможно, попадут разного рода блогеры, приспособившиеся зарабатывать в интернете на не всегда верном комментировании тех или иных событий в стране и в мире.