Запрос информации по сделкам за три года не свидетельствует о проведении выездной проверки

| статьи | печать

Налоговое законодательство не содержит ограничений по периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов (информации) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.03.2021 по делу № А45-15387/2020

Истец

ООО «Инженерный Центр „Астив“»

Ответчик

Инспекция ФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска

Суть дела

В конце мая 2020 г. общество получило из налоговой инспекции требование о предоставлении документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ (вне рамок налоговых проверок). В нем было указано, что общество должно представить документы (информацию) и пояснения относительно конкретных сделок с тремя контрагентами за период с 1 октября 2017 г. по 31 декабря 2019 г.

Причиной послужили следующие установленные налоговиками факты:

  • интегральная налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой налоговой нагрузки в субъекте РФ;

  • расходы максимально приближены к доходам;

  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

  • доля вычетов по НДС более 89%;

  • сумма льготных операций составляет более 70% стоимости имущества в случае льготы по налогу на имущество;

  • имеется существенное расхождение оборотов по банковской выписке с заявленной выручкой по декларации по налогу на прибыль;

  • отражение убытков, приравниваемых к внереализационным расходам;

  • наличие сделок с взаимозависимыми (взаимосвязанными) налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения.

Поскольку налоговики запрашивали информацию за три года, общество посчитало, что в отношении него фактически осуществляется налоговый контроль в рамках выездной налоговой проверки. А это является нарушением требований ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ), согласно которой до конца 2020 г. приостановлено проведение плановых выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса.

Решение судов

Суды трех инстанций пришли к выводу, что требование налоговиков соответствует нормам НК РФ как по форме, так и по содержанию и вынесено налоговым органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Корреспондирующая обязанность налогоплательщика — представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Одной из форм налогового контроля является истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках.

В пункте 2 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Суды установили следующее:

  • в оспариваемом требовании обществу сообщалось о том, что поименованные в нем документы (информация) истребуются вне рамок проведения налоговых проверок, с указанием на конкретные сделки, а именно — сделки с тремя конкретными контрагентами. По мнению налогового органа, правоотношения с этими лицами могли повлечь для общества негативные последствия в финансово-хозяйственной деятельности. И пояснения были затребованы с целью установления степени влияния контрагентов на эти последствия (низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС и т.п.);

  • формулировка оспариваемого требования о предоставлении документов (информации) является в достаточной степени конкретной и позволяющей обществу индивидуализировать истребованные налоговым органом документы;

  • материалы дела не содержат доказательств невозможности предоставления истребованной информации.

Суды указали, что вопреки доводам общества обстоятельства истребования налоговым органом информации за период с 1 октября 2017 г. по 31 декабря 2019 г. не могут свидетельствовать о проведении в отношении общества фактически выездной налоговой проверки.

Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ основанием для начала проведения выездной налоговой проверки является вынесенное налоговым органом по месту нахождения организации решение о ее проведении. Инспекцией в отношении общества решение о проведении выездной налоговой проверки не выносилось. Кроме того, из содержания ст. 82 НК РФ следует, что проверка данных учета и отчетности, а также истребование документов (информации) вне рамок налоговой проверки являются самостоятельными мероприятиями налогового контроля и осуществляются независимо от проведения налоговых проверок.

Налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по пе­рио­ду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов (информации) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Причины определения периода, к которому относятся истребуемые документы, не влияют на правомерность истребования документов вне рамок налоговой проверки относительно конкретной сделки. Следовательно, истребование инспекцией документов (информации) с указанием конкретного периода времени не противоречит нормам ст. 93.1 НК РФ.

Кроме того, суды отметили, что:

  • отсутствие в оспариваемом требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля и причин для истребования документов не свидетельствует о недействительности требования;

  • статья 93.1 НК РФ не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении (Определение Верховного суда РФ от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714);

  • нормы НК РФ не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам;

  • установленной формой требования не предусмотрено необходимости приведения обоснования истребования соответствующих документов (информации).

В результате суды отказали в удовлетворении требований общества.

Суд округа отклонил доводы общества о нарушении налоговой инспекцией требований ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ о приостановлении проведения плановых и внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Дело в том, что в соответствии с п. 3.1 ст. 1 этого закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении налогового контроля.