Деловая активность в первом месяце весны растет в большинстве крупных стран. Композитный индекс экономической активности США уверенно держится в позитивной зоне (59,1 балла). Экономика еврозоны впервые за полгода продемонстрировала положительную тенденцию (52,2 балла) благодаря деловой активности в Германии и Франции. Лишь в Японии индикатор PMI остается ниже границы благоприятного климата (48,3 балла), но недалеко от зоны роста.
Частный сектор американской экономики в конце I квартала вновь демонстрирует рост деловой активности. Композитный флэш-индекс экономической активности Соединенных Штатов (Flash U.S. Composite PMI) в марте держится в «зеленой зоне» (59,1 балла), что лишь немного меньше февральского значения (59,5 балла).
Производственные компании сообщили о самом резком росте новых заказов с июня 2014 г. Поставщики услуг тем временем зафиксировали самый быстрый рост нового бизнеса за последние почти три года на фоне более сильного клиентского спроса и уменьшения ограничений, связанных с COVID-19. Совокупный рост новых заказов в обрабатывающей промышленности и секторе услуг был самым сильным с сентября 2014 г.
Увеличение показателей нового бизнеса сопровождалось самым быстрым ростом незавершенных заказов с мая 2007 г. Деловая уверенность поднялась в марте, достигнув уровня, близкого к максимальным значениям за последние семь лет. Растущий оптимизм предпринимателей основывался на массовой вакцинации населения и снятии части ограничительных мер.
«Массовое использование вакцины и дополнительные стимулы для экономики в размере 1,9 трлн долл. — все это помогло поднять спрос до уровня, невиданного более шести лет, обеспечив рост заказов как на товары, так и на услуги до многолетних максимумов, — подчеркивает главный экономист IHS Markit Крис Вильямсон (Chris Williamson). — Однако все больше производителей не могут идти в ногу со спросом, главным образом из-за сбоев в цепочке поставок».
Еврозона вышла в позитив
Деловая активность в Европе вернулась к росту впервые за последние шесть месяцев. Композитный индекс экономической активности PMI еврозоны (Flash Eurozone Composite PMI) поднялся с февральского уровня 48,8 балла до 52,2 марте, оказавшись в зоне благоприятной конъюнктуры в первый раз с сентября прошлого года.
В различных секторах европейской экономики наблюдались разнонаправленные тенденции. В то время как рост производства в обрабатывающей промышленности резко ускорился до самого высокого уровня с 1997 г., сфера услуг по-прежнему сдерживалась пандемией COVID-19. Социальное дистанцирование и другие ограничения привели здесь к падению деловой активности, которое продолжается уже седьмой месяц подряд.
Рост производства был вызван рекордным увеличением выпуска промышленной продукции в Германии, которое сопровождалось самым быстрым (с января 2018 г.) наращиванием производства во Франции.
В Германии также в первые за шесть месяцев продемонстрировала небольшой рост своих показателей сфера услуг, в то время как во Франции и остальной части еврозоны наблюдались умеренные темпы сокращения сервисной отрасли.
Показатели нового бизнеса также вернулись к росту во всей еврозоне, увеличившись самыми быстрыми темпами с июля прошлого года. Экспортные заказы выросли особенно резко из-за беспрецедентного наращивания объемов производства в других странах.
Занятость в марте росла самыми быстрыми темпами с ноября 2019 г. Создание рабочих мест также поддерживалось ожиданиями бизнеса на предстоящий год, которые оставались на высоком уровне.
Возвращение к росту деловой активности сопровождалось дальнейшим увеличением цен. Средние цены на товары и услуги росли темпами, которых не наблюдалось с января 2019 г., причем отпускные цены на промышленную продукцию подскочили особенно резко, продемонстрировав самый большой прирост почти за десятилетие. В секторе услуг цены увеличились гораздо скромнее, однако этот рост был заметен тем, что стал первым с начала пандемии.
«Экономика еврозоны в марте превзошла ожидания, главным образом благодаря рекордному всплеску производства в обрабатывающей промышленности. Сектор услуг остается слабым звеном экономики, но даже здесь темпы снижения замедлились, — отмечает К. Вильямсон. — Всплеск спроса на промышленные товары тем временем приводит к нагрузкам на цепочки поставок, что, в свою очередь, подталкивает цены вверх самыми быстрыми темпами за последнее десятилетие».
Режим «двух скоростей» разных секторов экономики, по мнению г-на Вильямсона, сохранится в течение некоторого времени, поскольку производители выигрывают от восстановления глобального спроса, а сервисные компании по-прежнему ограничены мерами социального дистанцирования.
Япония сделала шажок вверх
Динамика флэш-индекса экономической активности в Японии (au Jibun Bank Flash Japan Composite PMI) слегка улучшилась в первом месяце весны. Индикатор поднялся с отметки 48,2 до 48,3 балла, остановившись близко к границе позитивной зоны.
Объем выпуска в обрабатывающем секторе Страны восходящего солнца немного вырос, а размеры оказания услуг в сервисной отрасли, наоборот, слегка уменьшились. Размеры новых заказов также продемонстрировали различную направленность в разных сегментах экономики. В производственном секторе они росли, в сфере услуг — снижались.
Удивительно, но факт — на фоне роста объемов выпуска в промышленности занятость тут сократилась, а в сегменте услуг, напротив, повысилась. При этом предпринимательские ожидания слегка просели по сравнению с февральским уровнем, но остались позитивными в обоих секторах экономики, что показывает надежды бизнеса на улучшение конъюнктуры в ближайшие двенадцать месяцев.
Цены на закупаемое сырье и материалы уверенно росли в обрабатывающем сегменте и снижались в сервисных компаниях, аналогичный тренд продемонстрировали цены на продукцию предприятий.
«Активность частного сектора Японии оставалась в зоне неблагоприятного делового климата в марте, — комментирует ситуацию экономист IHS Markit Усама Бхати (Usamah Bhatti). — Новые заказы продолжали сокращаться, однако самыми медленными темпами за последние 14 месяцев. Нотку позитива вносит увеличение занятости, которое сейчас наблюдается в секторе услуг, наиболее пострадавшем во время пандемии. Несмотря на опасения, связанные с новым всплеском коронавирусной инфекции, японские предприниматели сохраняют уверенность в том, что условия ведения бизнеса будут улучшаться предстоящие двенадцать месяцев».