Представляя динамику потребительского спроса с 15 по 21 марта, аналитики Сбера отмечают, что начинается период крайне волатильных оценок потребления из-за резких скачков величины и структуры спроса во второй половине марта 2020 г. Сходную тенденцию зафиксировал и недельный замер холдинга «Ромир».
В ближайшие недели, предупреждают эксперты лаборатории СберИндекс и дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбера, публикуемые ими данные окажутся в большей степени следствием «эффекта базы», поскольку во второй половине марта 2020 г. пришло основное осознание масштаба проблемы коронавируса и возросло влияние вводимых ограничительных мер.
По данным исследования, с 15 по 21 марта потребительская активность осталась несколько ниже трендового уровня. Потребительские траты росли с темпом +2,9% год к году на фоне негативного вклада продовольственного сегмента. Драматического влияния на общую динамику конечного спроса «эффект базы» пока не оказал. Колебания наблюдаются по отдельным категориям, так как, по словам авторов анализа, до начала апреля мы будем иметь дело лишь с изменением структуры трат в 2020 г.
Расходы на продукты питания снижаются на 6,0% на фоне «эффекта базы». Во второй половине марта 2020 г. население устремилось массово приобретать товары первой необходимости, что привело к резкому всплеску трат именно в рассматриваемом сегменте (за неделю они выросли на 14,0% относительно нормальных уровней). Именно этим аналитики Сбера объясняют текущее падение к 2020 г. По их расчетам, трендовая динамика расходов на продовольствие находится на уровне +7,5% год к году.
Непродовольственная розница продолжает расти с темпом +8,3% соответственно. Основной прирост обеспечен категорией «Одежда, обувь и аксессуары».
Сектор услуг, отмечают авторы исследования, наоборот, перешел к росту (+4,0% год к году) — как раз на фоне того же «эффекта базы». Особенно им примечательно резкое изменение ситуации в туристическом сегменте. Так, траты на авиабилеты теперь формально растут в годовом измерении на 20,9%, хотя еще неделей ранее они снижались на 68,9% соответственно. Столь резкое изменение эксперты Сбера связывают со стремительным введением ограничений в отрасли. Однако в целом наблюдаемый ими объем рынка услуг остается на 13,0% ниже трендовых уровней.
Авторы анализа отмечают, что в такие периоды важны стационарные оценки ситуации со спросом. Индекс же потребительской активности на неделе 15—21 марта находился на максимальных значениях 2021 г. (72,2 п.).
Влияние эффекта высокой базы на динамику расходов россиян на рассматриваемой неделе фиксируют и эксперты исследовательского холдинга «Ромир». По их данным, с 15 по 21 марта 2021 г. недельные расходы сократились до уровня 4999 руб., что на 0,9% (на 45 руб.) меньше показателя предыдущей недели и на 3,1% (на 163 руб.) меньше размера недельных расходов 11-й недели 2020 г.
Сопоставление текущего значения недельных расходов со средним показателем за год показывает исследователям «Ромира», что на неделе 15—21 марта они выросли на 8,1% (на 375 руб.).
Текущее падение недельных расходов против прошлого года аналитики холдинга объясняют волатильным колебанием и эффектом высокой базы.