В среду, 31 марта, глава государства принял участие в режиме видеоконференции в церемонии подписания Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством на 2021—2023 гг. Тогда председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и спросил президента Владимира Путина о возможности национализации. В. Путин ответил. М. Шмаков был удовлетворен.
Председатель Федерации независимых профсоюзов М. Шмаков сказал в своем выступлении: «Профсоюзная сторона предлагала в некоторых необходимых случаях, при процедуре банкротства, может быть, использовать механизм национализации для социально значимых стратегических предприятий в случае угрозы невыполнения ими общественно важных функций, в том числе сохранения занятости. Но такое прямое наше предложение не нашло поддержки у двух других сторон... Тем не менее мы считаем, что в принципе это нормальная рыночная мера в тех необходимых обстоятельствах, когда банкротство той или иной крупной компании ведет к значительным общественным возмущениям, „возмущениям“ в том смысле, что потерям — и для сохранения рабочих мест, и для развития экономики».
Президент В. Путин ответил, что эта мера — национализация — носит крайний характер, и в данном случае совсем не обязательно, что эта мера приведет к повышению экономической эффективности и повышению жизнеспособности предприятий.
Но М. Шмаков не сдавался. Можно предположить, что записанное в каком-то виде право профсоюзов начинать процесс национализации, или даже начинать разговор об этом, гипотетически открывает перед представителями прав трудящихся столь неплохие перспективы развития, что за них стоит бороться.
И М. Шмаков сказал В. Путину: «Владимир Владимирович, но национализация, санация и приватизация за более крупные деньги — это тоже такой экономический цикл».
В. Путин ответил так: «Да, все правильно. Если собственники не справляются с текущей работой и не могут эффективно использовать в том числе и помощь со стороны государства... Да, такой инструмент возможен, в том числе и в случае, хотя это совсем другая история, но тем не менее злостного невыполнения гособоронзаказа отдельными предприятиями»...
К сведению
По данным Росимущества, в 2020 г. приватизация дала 4 млрд руб., план на 2021 г. — 3,6 млрд руб. И три года назад глава Счетной палаты Алексей Кудрин сетовал, что доходы, которые бюджет получает от продажи активов, «и смешными не назовешь... Может быть, некоторые налоги не пришлось бы повышать».