Суд подтвердил право предпринимателя на «ковидную» субсидию по дополнительному виду деятельности

| статьи | печать

Седьмой арбитражный апелляционный суд признал правомерным предоставление субсидии для пострадавших отраслей по виду деятельности, указанной в ЕГРИП как дополнительная, поскольку по факту она была основной (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по делу № А03-11328/2020).

Суть дела

Предприниматель занимался ресторанным бизнесом. Однако согласно ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г. основным видом его деятельности было производство хлеба (код 10.71 по ОКВЭД2), а деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов (код 56.10 по ОКВЭД2) значились как дополнительный вид деятельности. С 29 апреля деятельность по коду 56.10 стала основной.

8 мая 2020 г. предприниматель обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 для наиболее пострадавших от коронавируса отраслей, за апрель 2020 г.

Инспекция в предоставлении субсидии отказала. По ее мнению, предпринимателем не были соблюдены условия ее предоставления: основной код по ОКВЭД2 предпринимателя (код 10.71) не соответствовал Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (далее — Перечень пострадавших отраслей).

Предприниматель с таким решением налоговиков не согласился и обратился в суд.

Решение судов

Суды двух инстанций поддержали предпринимателя. Основания следующие.

Условия получения субсидии установлены п. 3 Правил предоставления субсидий, утвер­жденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (далее — Правила). К ним относятся:

1) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика либо в виде почтового отправления;

2) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г.;

3) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в Перечне пострадавших отраслей;

4) в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства;

5) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб.;

6) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на одного человека по отношению к количеству работников в марте 2020 г.

В разделе 6 Перечня пострадавших отраслей указана «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» (ОКВЭД 56). Согласно ОКВЭД2 она включает в себя в том числе группировку 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания».

Суды установили, что предприниматель:

  • арендует помещения в торговых центрах и использует их для размещения предприятий общественного питания;

  • исходя из штатного расписания, в штате предпринимателя работает 10 человек: четыре повара, четыре кассира и два управляющих;

  • согласно представленным в дело фотоматериалам, предприниматель занимается организацией общественного питания на фудкортах торговых центров.

ОКВЭД 56.10 был включен в ЕГРИП с момента регистрации в качестве предпринимателя как дополнительный вид деятельности, с 29 апреля 2020 г. он указан как основной.

Из материалов дела и пояснений предпринимателя следует, что по состоянию на 1 марта 2020 г. (и в более ранние периоды) предприниматель занимался именно деятельностью ресторанов и услугами по доставке продуктов питания, а не производством хлеба (код 10.71). Указанный вид деятельности всегда присутствовал в ЕГРИП в качестве дополнительного. Предприниматель пояснил, что не вносил изменения в реестр в части основного вида деятельности, поскольку не видел в этом нарушения закона.

Таким образом, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10) являлась для заявителя фактически основной с момента регистрации в качестве предпринимателя.

На основании изложенного суды пришли к выводу, что предприниматель осуществлял деятельность, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях коронавируса, а именно: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10).

Суды также отметили, что:

  • предприниматель состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016 г. (микропредприятие);

  • в отношении предпринимателя не введена процедура банкротства;

  • по состоянию на 1 марта 2020 г. у предпринимателя имеется переплата по налогам;

  • в штате предпринимателя состоит 10 человек, никто из которых не был уволен в период пандемии.

При таких обстоятельствах предпринимателем соблюдены условия, установленные Правилами для включения в реестр в целях предоставления субсидии за апрель 2020 г., в том числе и в части вида ее основной фактически осуществляемой деятельности.

В результате суды пришли к выводу, что решение инспекции об отказе в предоставлении предпринимателю субсидии за апрель 2020 г. является необоснованным, принятым по формальным основаниям без исследования фактических обстоятельств деятельности предпринимателя.