По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), после пиковых значений конца прошлого года доля просроченных автокредитов в 2021 г. немного снизилась. Но в годовом выражении она увеличилась.
Согласно информации 4000 кредиторов, передающих сведения в НБКИ, в феврале 2021 г. доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа составила 7,1%, увеличившись за год на 1,7 п.п. (в феврале 2020 г. — 5,4%). В то же время по сравнению с пиковыми значениями октября 2020 г. (7,7%) доля просроченных автокредитов в феврале 2021 г. сократилась на 0,6 п.п.
В свою очередь, средний Персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по автокредитам в феврале 2021 г. составил 681 балл (минимальное значение — 300, максимальное — 850 баллов).
В феврале 2021 г. наиболее низкие значения доли автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа (среди 30 регионов — лидеров в сегменте автокредитов) эксперты НБКИ фиксируют в Удмуртской (5,3%) и Чувашской (6,4%) республиках, Санкт-Петербурге (6,7%), Республике Татарстан (6,8%), Белгородской области (6,8%) и Москве (6,8%).
При этом наиболее существенный рост доли автокредитов с просрочкой (среди названных 30 регионов) в феврале 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года был отмечен в Московской (+2,3 п.п.), Ленинградской (+2,2 п.п.) и Тульской (+2,0 п.п.) областях, а также в Москве (+1,9 п.п.), Красноярском крае (+1,9 п.п.), Иркутской области (+1,9 п.п.) и Санкт-Петербурге (+1,8 п.п.). Аналитики НБКИ отмечают, что единственным регионом, в котором доля просроченных автокредитов за год незначительно сократилась, стала Чувашская Республика (–0,1 п.п.).
«В целом банки продолжают реализовывать достаточно консервативную политику, выдавая автокредиты, прежде всего, тем гражданам, чьи показатели долговой нагрузки и Персонального кредитного рейтинга (ПКР) находятся на приемлемом уровне, — комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — При этом важно отметить, что рост доли просроченных автокредитов в 2020—2021 гг. был довольно незначительным. Это было обусловлено, прежде всего, реструктуризацией банками „проблемных“ автокредитов. Если бы она не была проведена, доля автокредитов с просрочкой могла быть существенно выше».