Российские рыбаки смогут получить субсидии на частичную компенсацию топливных затрат. Господдержка будет оказана уже в 2021 г. Об этом говорится в изменениях, которые внесены правительством в госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Решение о введении новой формы поддержки кабмин принял после анализа существующих, часть из которых оказались неэффективными.
Компенсация топливных затрат российских рыбаков предусмотрена правительственным постановлением от 30 марта 2021 г. № 485. Решение коснется рыбаков, которые ведут промысел в удаленных районах. На эти цели в федеральном бюджете уже предусмотрено 461,5 млн руб. Как отмечается в госпрограмме, с помощью такой поддержки объем реализованной продукции может достичь показателя 4,6 млрд руб.
Проект постановления, который установит правила предоставления субсидий, уже разработан Минсельхозом и будет внесен в правительство в ближайшее время. Ожидается, что за счет субсидий участники отрасли смогут возместить до 30% затрат на приобретение судового топлива.
Сроки проведения отбора претендентов и порядок подачи заявок на получение господдержки определит Росрыболовство. Эта информация будет опубликована на сайте ведомства и на едином портале бюджетной системы России не позднее 31 августа.
Напомним, что госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса» утверждена правительством в 2014 г. Среди основных ее задач — стимулирование производства отечественной продукции, создание благоприятных условий для бизнеса и привлечения инвестиций, восстановление сырьевой базы отрасли и развитие научно-технического потенциала рыбохозяйственного комплекса.
Однако, по словам вице-премьера Виктории Абрамченко, не все меры востребованы производителями. Уровень освоения субъектами аквакультуры бюджетных средств по субсидированию процентной ставки ежегодно сокращался почти вдвое: с 91,2% в 2015 г. до 66,9% в 2019 г. Отдельные меры поддержки, например субсидирование долгосрочных кредитов, также оказались непривлекательными для бизнеса.
После анализа существующих мер Росрыболовство предложило ввести новые формы поддержки. Одной из них станет топливная субсидия. Другое направление — это развитие производства кормов для рыбохозяйственного комплекса и посадочного материала.
В этом сегменте страна очень сильно зависит от импортной продукции. «Необходимы новые, принципиально новые меры поддержки, такие, например, как компенсация капитальных затрат на создание данных объектов или снятие барьеров по субсидированию процентных ставок по кредитам. Мера, которая сегодня существует, к сожалению, в этом сегменте пока не востребована», — сказала В. Абрамченко на заседании правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.
При этом она подчеркнула, что к отраслевым задачам относится обновление производственных фондов и переход от сырьевого экспорта к производству продуктов с высокой добавленной стоимостью. «Мы должны создать благоприятные условия для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в отрасль, не забывать о развитии логистической инфраструктуры», — заявила вице-премьер.
По ее словам, действующий механизм привлечения инвестиций в отрасль через предоставление инвестиционных квот добычи водных биоресурсов показал довольно высокую эффективность. В результате в 2020 г. заключено 78 договоров с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 193 млрд руб.
По данным Росрыболовства, заключены 53 договора под строительство рыбопромысловых судов и 25 — новых рыбоперерабатывающих заводов. Пять судов уже построены и сданы заказчику, на стадии строительства находятся 26 судов. Закладка остальных запланирована до конца 2023 г. Цель, которую ставят власти, — обновить мощности флота на Северном бассейне на 80% и на 40% — на Дальнем Востоке.
В то же время на заседании отмечены проблемы, связанные со строительством судов на верфях. Зампред правительства поручила профильным ведомствам проработать дополнительные механизмы, которые позволят обеспечить исполнение взятых на себя обязательств по строительству судов.