Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг в I квартале нынешнего года сделал рывок вверх сразу на 11 п.п., хотя так и не смог одолеть границу зоны благоприятного делового климата. Главным драйвером роста ИПУ стали подскочившие предпринимательские оценки будущего спроса (+27 п.п. по сравнению с прошлым кварталом). Еще более позитивную динамику показывает Индекс PMI российской сферы услуг, который в марте составил 55,8 балла, закрепившись в «зеленой зоне».
Основной композитный индикатор обследования Росстата — Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг — увеличился в I квартале 2021 г. относительно предыдущих трех месяцев на 11 п.п. и достиг значения –8%. При этом ключевым фактором существенного улучшения ИПУ стал рост оптимизма предпринимательских прогнозов. Баланс оценок ожидаемого изменения спроса вырос сразу на 27 п.п. и впервые за последние четыре квартала перешел в зону положительных значений.
Вместе с тем компоненты индекса, характеризующие текущее положение дел, не показали такой яркой позитивной динамики. Баланс оценок фактического изменения экономической ситуации увеличился всего на 6 п.п., а баланс оценок спроса на оказываемые услуги даже снизился на 1 п.п. относительно предыдущего квартала.
Оценки численности занятых в организациях сферы услуг колебались менее заметно. Во II квартале 2020 г. баланс оценок изменения данного показателя составлял –20%, а к I кварталу текущего года восстановился до –6%, то есть до среднего значения в докризисный период.
Многие сервисные компании были вынуждены снизить цены на предоставляемые услуги в условиях обвала спроса на пике вирусной атаки. Во II квартале 2020 г. о снижении тарифов сообщили более четверти участников опроса, а об их росте — только 3%. В I квартале 2021 г. таких мнений придерживались 11 и 7% респондентов соответственно.
Оценки ожидаемого изменения цен на услуги свидетельствуют о том, что период вынужденного демпинга закончился и многие предприниматели намерены повышать цены.
Интересная деталь: в I квартале 2021 г. впервые было отмечено небольшое снижение давления фактора «неопределенности экономической ситуации» на бизнес (с 59 до 57% респондентов). Также сократилась частота упоминаний дефицита спроса на услуги и недостатка финансовых средств организаций.
Страховщики уже в плюсе, туризм опять под ударом
Сегменты сферы услуг, в отношении которых предпринимались наиболее радикальные ограничительные меры, по вполне понятным причинам становились то основными жертвами коронавирусной атаки в период жестких локдаунов, то бенефициарами в периоды ослабления ограничений. В частности, в секторах туристических, гостиничных и санаторно-курортных услуг значения ИПУ за последние четыре квартала колебались с наибольшим размахом, варьируясь в диапазоне от –55 до +1%.
Печальным подтверждением этому стала недавняя отмена полетов в Турцию и Танзанию, которая превращается в еще один удар по отечественной туристической индустрии.
Деятельность страховых компаний, ломбардов и организаций, оказывающих услуги связи, в значительно меньшей степени зависела от интенсивности волн коронавирусной атаки. Предпринимательская уверенность в этих сегментах не так глубоко упала во II квартале 2020 г., а затем постепенно восстанавливалась после шока.
В I квартале 2021 г. перечисленные виды услуг стали лидерами по уровню предпринимательской уверенности, причем в страховом сегменте сложилось положительное значение ИПУ, свидетельствующее о вполне благоприятном деловом климате.
Сектор рекламных и персональных услуг пока не оправился после коронавирусного шока. Здесь значения ИПУ в I квартале текущего года равнялись –16 и –13% соответственно, что заметно ниже, чем даже в кризисные 2015 и 2016 гг.
«В целом, несмотря на позитивную динамику, значение ИПУ осталось в зоне отрицательных значений (–8%), примерно соответствуя параметрам кризисного периода 2015—2016 гг. и свидетельствуя о сохранении неблагоприятного делового климата в отрасли», — отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ в своем комментарии к опросу Росстата.
Новые заказы подстегивают оптимизм
Мартовский опрос компании IHS Markit показал ускорение роста деловой активности по всему сектору услуг России. Сезонно скорректированный Индекс PMI поднялся с уровня 52,2 балла в феврале до отметки 55,8 балла в начале весны, что стало максимальным значением за последние семь месяцев.
Рост деловой активности во многом был связан с более высоким спросом со стороны клиентов на фоне более слабых ограничений, связанных с коронавирусом.
Увеличение новых заказов было самым быстрым с августа 2020 г., при этом участники исследования сообщали, что усиление спроса со стороны традиционных клиентов сопровождало активное привлечение новых покупателей. Одновременно вырос спрос со стороны иностранных партнеров. Увеличение новых экспортных заказов было первым за последний год и самым стремительным с октября 2019 г. Некоторые компании отметили, что рост был связан с выпуском новых продуктов и развитием новых направлений бизнеса.
Расходы, которые несли российские сервисные предприятия, в марте заметно выросли. Рост затрат часто объяснялся более высокими ценами поставщиков на фоне дефицита и задержек, а также неблагоприятных колебаний обменного курса. Более того, темпы инфляции закупочных цен были самыми высокими с января 2019 г.
В результате сервисные компании резко повысили отпускные цены в конце I квартала. Усиление спроса позволило предприятиям переложить большую долю увеличения своих затрат на клиентов. Уровень инфляции тарифов на услуги был максимальным с января 2019 г.
Более высокая деловая активность сервисных компаний привела к увеличению занятости. Причем загрузка производственных мощностей снизилась, поскольку численность персонала в сфере услуг росла самыми быстрыми темпами с ноября 2019 г.
В заключение стоит заметить, что поставщики услуг были очень оптимистичны в своих ожиданиях относительно деловой активности в текущем году, несмотря на снижение уверенности до трехмесячного минимума.