Успешное развитие такой огромной страны, как Россия, по словам главы государства Владимира Путина, возможно, когда улучшается социально-экономическое положение в регионах. Федеральный центр намерен предоставлять региональным властям льготные бюджетные кредиты для замещения коммерческих займов и развития инфраструктуры. Предприниматели предлагают связать выделение федеральных средств с обязательной реализацией местных инвестиционных проектов и снизить косвенные налоги на предприятия.
Правительство страны, по мнению В. Путина, высказанному в его Послании Федеральному Собранию, должно поддерживать тех региональных руководителей, которые берут на себя ответственность и запускают проекты созидания. «Большой потенциал есть у каждого региона России, — уверен глава государства. — Чтобы помочь результативно, с отдачей его раскрыть, прежде всего, нужно снизить что? — понятно, губернаторы понимают, — бремя долговых обязательств, бремя долгов».
Прежде всего, надо помочь регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности. Поэтому президент предложил весь объем коммерческого долга субъекта Федерации, превышающий 25% его собственных доходов, заместить бюджетными беспроцентными кредитами со сроком погашения до 2029 г.
Кроме того, регионам станет доступен принципиально новый инструмент развития — так называемые инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых и сроком погашения 15 лет. До конца 2023 г. планируется выделить такие кредиты на общую сумму не менее 500 млрд руб.
Предпринимательское сообщество позитивно оценивает новые инициативы главы государства, но предлагает увязать их с реализацией инвестиционных проектов в субъектах Федерации. «История с инфраструктурными кредитами для регионов по низкой ставке очень хороша, — считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Но она стала бы еще лучше, если бы эти деньги увязывались с созданием готовой инфраструктуры именно для инвестиционных проектов. И речь не только о многомиллиардных проектах, судьба которых решается „вручную“ на высшем уровне. Я имею в виду „экономику простых вещей“, реиндустриализацию, создание и переоснащение промышленных парков вокруг каждого российского города с населением больше 250 тыс. человек».
Подключение к инфраструктуре, по словам г-на Титова, очень болезненный вопрос для любого старта в производственной сфере — дорого и хлопотно. Если при помощи инфраструктурного кредита регион сможет решить эту проблему и привлечь к себе новых инвесторов, это будет наилучшее вложение таких денег.
«Реструктуризация бюджетных кредитов и низкая ставка займов на инфраструктуру — отличная мера для регионов, где губернаторы нацелены на развитие, — отмечает председатель Партии Роста в Севастополе, гендиректор ГК „Далпорт“ Олег Николаев. — Но дотационные регионы, где нет стимула на самообеспеченность, просто отложат нарастающий дефицит бюджета на несколько лет. Эффективная реализация этой программы должна быть строго прописана в KPI губернаторов, иначе все может перерасти в банальную перекредитовку».
Чтобы кредиты не стали способом залатать дыры в бюджете, необходимо понимать, почему эти дыры образовались и, что еще важнее, на какие именно инфраструктурные проекты пойдут деньги, объясняет учредитель ООО «Экспорт-Трейд» Аркадий Мурзаев.
«Все, что касается кредитов, — вопрос крайне сложный и болезненный. Если брали кредит для того, чтобы заткнуть какие-то дыры, то после того как кредит проели, дыры-то никуда не делись, — комментирует ситуацию г-н Мурзаев. — Поэтому вопрос: а почему они вообще образовались? С одной стороны, предложенная мера развязывает проблему, которая образовалась достаточно давно и серьезно усложняла жизнь многим регионам. Теперь, когда решение проблемы предложено, важно не допустить ее повторения. Потому как сама по себе реструктуризация кредитов не ведет к устранению причин, которые вызвали потребность в заемных средствах. Если же говорить об инфраструктурных бюджетных кредитах, то все зависит от тех объектов, на которые будут потрачены эти деньги. Допустим, это создание инфраструктуры для развития внутреннего туризма, и таким образом удастся привлечь дополнительные средства в регион, тогда понятно: как и из чего такой кредит возвращать. То есть эффективность данной меры будет во многом зависеть от предложенных проектов».
Теоретически любые работы по дорожному строительству или благоустройству могут повлиять на привлекательность региона и улучшить инвестиционный климат. Но не все проекты одинаково генерируют экономический эффект. Например, строительство больницы имеет важное социальное значение для региона. Но строительство санатория в приятном месте с дорожной инфраструктурой в экономическом плане принесет региону доходы.
Очень важно при развитии инфраструктуры в регионах, по оценке вице-премьера Виктории Абрамченко, обеспечивать реализацию современных технологичных проектов, нацеленных на повышение экологической безопасности. «Мы должны не только оперативно решать последствия экологических кризисов, но и не допускать их, — считает г-жа Абрамченко. — В этой связи важнейшим вопросом станет принятие законопроекта, подготовленного правительством, в отношении ответственности собственников предприятий за „генеральную уборку“ территорий. Президент в своем послании поручил ускорить принятие этого закона».
Еще одним источником средств для инвестиционных проектов в регионах может стать донастройка налогового законодательства, которую упомянул В. Путин в послании. Экспертное сообщество уверено, что продолжать реформу налоговой системы необходимо. «Российские власти часто подчеркивают, что у нас одна из самых низких налоговых нагрузок в Европе. НДФЛ составляет 13%, налог на прибыль не превышает 20%. При этом у субъектов МСП много возможностей уменьшения налогового и административного бремени с переходом на специальные налоговые режимы, — подчеркивает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Вадим Ковригин. — Однако проблемой России остаются весьма высокие косвенные налоги. Такие налоги для бизнеса более обременительны — их же надо выплачивать в любом случае, вне зависимости от успешности работы субъекта предпринимательства в текущем году».
Фактически же конечным плательщиком косвенных налогов, по мнению В. Ковригина, в большинстве случаев является потребитель, поэтому у производителей и коммерсантов меньше стимулов скрывать косвенные налоги. Однако именно такие налоги и разные неналоговые начисления наиболее сильно бьют по инновационным отраслям экономики.