Арбитражный суд Омской области пришел к выводу, что непредставление налоговым органом результатов предпроверочного анализа не делает выездную проверку налогоплательщика незаконной (решение от 10.03.2021 по делу № А46-15389/2020).
Суть дела
Инспекция на основании ст. 89 НК РФ вынесла решение о проведении в отношении общества выездной налоговой проверки по всем налогам, сборам, страховым взносам за 2016—2018 гг.
Общество оспорило это решение в суде. По его мнению, решение о проведении проверки принято налоговым органом с нарушением положений приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее — Концепция): налоговый орган не представил в суд документы предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика, а отсутствие таковых исключает правомерность проведения выездной налоговой проверки.
Решение суда
Суд отказал обществу в удовлетворении его требований.
Он отметил, что положения НК РФ не содержат перечня оснований для назначения налоговой проверки. Ограничения в проведении выездной налоговой проверки установлены ст. 89 НК РФ:
-
в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ (п. 4 ст. 89 НК РФ);
-
налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ);
-
налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (п. 5 ст. 89 НК РФ).
В рассматриваемом случае выездная налоговая проверка в отношении общества является плановой, решение о ее проведении вынесено инспекцией на основании ст. 89 НК РФ с соблюдением установленных в ней ограничений:
-
решение принято 31 декабря 2019 г., следовательно, 2016—2018 гг. являются календарными годами, предшествующими 2019 г.;
-
за спорный период выездная налоговая проверка в отношении общества не проводилась;
-
сведений о том, что в отношении общества в течение 2019 г. проводилось более двух проверок, материалы дела не содержат.
Довод общества о том, что инспекция нарушила положения Концепции (не представила в суд документы предпроверочного анализа деятельности общества) и это делает проверку незаконной, суд не принял.
Он указал, что методологической основой проведения предпроверочного анализа действительно является приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, которым утверждена Концепция.
Предпроверочный анализ — это комплекс осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки.
Конечной целью такого анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.
Обоснованности выбора объектов проверки налоговый орган достигает путем включения в план выездных налоговых проверок именно тех налогоплательщиков, в отношении которых имеется информация о применении ими способов ведения бизнеса с высоким налоговым риском или показатели деятельности которых свидетельствуют о возможном искажении данных бухгалтерской и налоговой отчетности, а значит, и налоговой базы.
Суд отметил, что с 2015 г. инспекцией были проведены две выездные налоговые проверки, по результатам которых были установлены факты занижения обществом налоговой базы по некоторым налогам в результате создания схемы сокрытия выручки от реализации неучтенного оборота продукции с использованием формальных звеньев (подконтрольных организаций) с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Потому включение организации в текущий план выездного налогового контроля обоснованно.
Кроме того, нужно учитывать, что в соответствии со ст. 102 НК РФ план проведения выездных налоговых проверок и заключение по результатам предпроверочного анализа являются налоговой тайной, утверждаются руководителем налогового органа, а затем руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа и, будучи конфиденциальными документами, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.
Предпроверочный анализ в качестве формы налогового контроля на законодательном уровне не установлен.
В результате суд пришел к выводу, что оспариваемое решение налогового органа соответствует требованиям ст. 89 НК РФ и не нарушает прав и законных интересов общества в области предпринимательской и иной экономической деятельности.