Весной этого года исследовательский холдинг «Ромир» провел измерение ключевых трендов покупательского поведения в 2021 г. Одним из параметров анализа стал индекс стресса россиян. Более половины из нас испытали стресс уже в первые месяцы 2021 г.
В исследовании «Ромира» приняли участие более 3500 респондентов — участников скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel, основанной на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тыс. человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России.
Согласно итогам измерений, более половины россиян (55%) признались в том, что в январе — феврале 2021 г. испытывали стресс. На вопрос, испытывали ли его респонденты в 2020 г., 79% опрошенных дали положительный ответ.
Результаты исследования показали его авторам, что в среднем женщины чаще мужчин испытывают стресс: в волнительном настроении пребывают 56% женского населения и 51% мужского. В 2020 г. статистика была также более удручающей: тревожности подвергались 72% мужчин и 84% женщин соответственно.
Сильнее всего ощущают стресс россияне в возрасте до 21 года и от 21 до 40 лет — по 61% в каждой группе. Чуть меньше беспокоятся люди пенсионного возраста старше 75 лет (55%), от 41 до 50 (48%) и от 51 до 74 лет (42%).
В прошлом году стрессу подвергались 91% россиян в возрасте до 21 года, 83% жителей от 21 до 40 лет, 77% в возрасте от 41 до 50 лет, 71% в возрасте от 51 до 74 лет и 59% в возрасте старше 75 лет.
Эксперты «Ромира» отмечают, что среди тем, наиболее волнующих россиян в этом году, пять из десяти связаны с финансовой обеспокоенностью: более половины жителей встревожены ростом цен (62%), а также низкими зарплатами (56%). Чуть меньше сограждан обеспокоены кризисом в экономике (30%), ростом безработицы (27%) и социальным расслоением населения (25%).
«Текущая реакция россиян вполне объяснима — наши соотечественники за время пандемии устали постоянно находиться в состоянии напряжения и сейчас ожидают не ухудшения ситуации, а скорее стагнации. Нельзя не отметить и фокус на саморефлексии — в первую очередь россиян беспокоят проблемы, которые непосредственно касаются их личного и ближайшего окружения, а политические и социальные теряют первостепенное значение», — комментирует результаты исследования президент холдинга «Ромир», основатель Mile Group, доктор социологических наук Андрей Милехин.
Топ тем, которые наиболее беспокоят россиян в 2021 г.
Тема |
% |
Рост цен |
62 |
Низкие зарплаты |
56 |
Качество медицинских услуг |
41 |
Эпидемиологическая ситуация |
40 |
Проблемы ЖКХ |
38 |
Высокая стоимость медицинских услуг |
32 |
Кризис в экономике |
30 |
Рост безработицы |
27 |
Коррупция |
25 |
Социальное расслоение |
25 |
Источник: «Ромир»