Промышленное производство в апреле 2021 г., по данным Росстата, выросло на 7,2% год к году (после 2,3% в марте 2021 г.). Существенное влияние на показатели выпуска, по оценке Минэкономразвития, оказала низкая база прошлого года. Вместе с тем промышленное производство в апреле превысило допандемический уровень на 2,2%. Анализ результатов предпринимательских опросов, проведенный ЦР ВШЭ, подтверждает эту динамику.
Драйвером роста промышленного производства, по мнению экспертов МЭР, остаются обрабатывающие отрасли (14,2% — к апрелю прошлого года, 5,4% — к апрелю 2019 г.). Основной вклад в увеличение выпуска обработки внесли отрасли машиностроительного комплекса: их прирост в апреле 2021 г. составил 15,4% (к середине весны 2019 г.).
Уверенный рост показали и другие несырьевые отрасли: в химическом комплексе уровень апреля 2019 г. превышен на 12,7% (в том числе в фармацевтическом производстве — на 14%), в пищевой промышленности — на 7,7% (в частности в производстве пищевых продуктов — на 8,9%), в деревообработке — на 8,8%. Кроме того, выпуск в нефтепереработке в апреле превысил уровень аналогичного месяца 2019 г. на 5,8%.
В добыче полезных ископаемых сохраняется спад относительно 2019 г. (–2,9% к апрелю прошлого года), однако динамика постепенно улучшается.
На показатели добывающих отраслей продолжает оказывать влияние действие соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти, направленного на поддержку ценовой конъюнктуры мирового рынка, и профилактические ремонтные работы на инфраструктурных объектах нефтегазовой отрасли.
Позитивный тренд промышленности подтверждают расчеты ученых Центра развития (ЦР) ВШЭ, которые провели анализ результатов предпринимательских опросов Росстата.
«Объем выпуска в промышленности в апреле 2021 г. (в отличие от остальной экономики) практически достиг предкризисного уровня, — подчеркивает аналитик ЦР Валерий Миронов. — Здесь в апреле наблюдался рост диффузного индекса, характеризующего объем выпуска в промышленности в целом, на 1 п.п. к марту. При этом интенсивно восстанавливалась добыча полезных ископаемых (+1,3 п.), электроэнергетика (+1,2 п.) и обработка (+0,6 п.). Рост выпуска в добывающей промышленности, диффузный индекс которой наконец превысил 50%, можно объяснить частичным смягчением ограничений на добычу нефти, а в электроэнергетике — холодной весной».
Загрузка производственных мощностей, которая в ходе кризиса упала в секторах промышленности на 5—10%, в апреле 2021 г. практически не изменилась по сравнению с мартом (–0,2 п. в целом при –0,7 п. в электроэнергетике). Тот факт, что текущий уровень загрузки мощностей находится по-прежнему заметно ниже предкризисного уровня, не способствует (при прочих равных) быстрому росту инвестиций. Хотя при этом возможны вложения в новые мощности в соответствии с изменившейся структурой спроса, однако выявить такие изменения в условиях высокого уровня неопределенности (о котором также говорят опросы) предприятиям нелегко. Кроме того, заметное снижение загрузки мощностей является аргументом против слишком быстрого ужесточения денежно-кредитной политики в России.
Диффузный индекс, характеризующий внутренний спрос в промышленности в целом, в апреле 2021 г. вырос по отношению к марту на 0,7 п.п., к декабрю 2020 г. — на 2,8 п.п., выйдя на весьма высокий уровень, который наблюдался последний раз в 2017 г. Тем не менее этот показатель пока далек от величины 2012 г., когда экономика еще не была в стагнации. При этом недостаток внутреннего спроса, судя по опросам Росстата, уже значительное время является одним их трех важнейших (наряду с неопределенностью и высоким уровнем налогов) препятствий для экономического роста.
Диффузный индекс, характеризующий экспортный портфель заказов (внешний спрос) в промышленности, упал в апреле 2021 г. на 0,5 п.п. после роста в феврале — марте на 0,7 п.п. в целом. Внешний спрос восстанавливается гораздо медленнее внутреннего.
Индекс, характеризующий экспортный портфель заказов, в апреле упал в добывающей промышленности и был практически неизменным в обрабатывающей индустрии и энергетике. При этом в целом цифры говорят о восстановлении внешнего спроса на топливно-энергетическое сырье (в апреле индекс был приблизительно на уровне 2019 г.).
Вместе с тем ситуация с точки зрения устойчивости восстановления российской промышленности, по словам эксперта ЦР Алексея Кузнецова, пока остается нестабильной, требуя снижения неопределенности, роста уровня предпринимательской уверенности, постоянного мониторинга быстро меняющейся экономической конъюнктуры с целью адаптации разнообразных мер поддержки.