Опережающие индикаторы экономической активности в Соединенных Штатах в последнем месяце весны продемонстрировали рекордные значения. Композитный флэш-индекс PMI вырос с 63,5 балла в апреле до 68,1 балла в мае, что стало самым высоким показателем за все годы наблюдений IHS Markit. В еврозоне индикатор деловой активности составил 56,9 балла, что стало максимумом за последние 39 месяцев. Лишь в Японии флэш-индекс ушел вниз до 48,1 балла за счет «просадки» в сфере услуг.
Компании частного сектора по всей территории США в ходе опроса IHS Markit сообщили о беспрецедентном росте деловой активности в мае. Драйвером роста стало самое быстрое увеличение экономической активности в секторе услуг за всю историю исследований консалтинговой фирмы. При этом рост производства в обрабатывающей промышленности также ускорился на фоне более сильного спроса со стороны клиентов.
Композитный флэш-индекс PMI (Flash U.S. Composite PMI Output Index) составил 68,1 балла в мае по сравнению с 63,5 балла в апреле.
Рост новых заказов ускорялся пятый месяц подряд, а улучшение спроса было вызвано повышением доверия клиентов и дальнейшим восстановлением экономики. Некоторые производители также отметили увеличение объемов заказов, которое было связано с перебоями в поставках сырья и материалов и стремлением к накоплению их запасов. В то же время новые экспортные поставки росли самыми быстрыми темпами с сентября 2014 г.
Компании сферы услуг и производственные предприятия продолжали увеличивать численность занятых, хотя рост был самым медленным за последние пять месяцев, что отчасти было связано с трудностями набора персонала. В целом занятость росла одиннадцатый месяц подряд, но темпы ее увеличения снизились по сравнению с апрельским максимумом.
Предпринимательская уверенность в частном секторе в мае повысилась, причем степень оптимизма была выше, чем средний показатель за последние несколько лет. Тем не менее рост настроений в значительной степени связан с сектором услуг. Производители выразили озабоченность из-за нехватки сырья, которая может продлиться до конца 2021 г. в результате неустойчивых условий поставок.
«В мае в экономике США наблюдалось впечатляющее ускорение роста, темпы расширения деловой активности значительно превысили все показатели, которые ранее были зафиксированы в ходе опросов, — комментирует ситуацию главный экономист IHS Markit Крис Вильямсон (Chris Williamson). — В секторе услуг наблюдался особенно впечатляющий всплеск деловой активности, показатели которого были существенно выше всех предыдущих рекордов. Причем он сопровождался еще одним быстрым увеличением производства в обрабатывающей промышленности. Рост мог быть еще более стремительным, если бы предприятия не были ограничены нехваткой сырья и трудностями с набором персонала».
Экономика еврозоны продолжает восстановление
Деловая активность в еврозоне в мае росла быстрыми темпами, поскольку экономика стран региона продолжала открываться в результате снятия ограничений, направленных на борьбу с вирусом. Темпы роста экономической активности стали самыми высокими за последние три года, причем приток новых заказов был самым быстрым за предыдущие 15 лет.
Композитный флэш-индекс PMI (Flash Eurozone Composite PMI) в мае вырос до 56,9 балла по сравнению с 53,8 балла месяцем ранее. Это стало самым высоким значением индикатора с февраля 2018 г.
Рост новых заказов был наиболее быстрым с июня 2006 г., причем размер незавершенных заказов резко увеличился, что подчеркивает нехватку объемов производства для выполнения всех запросов клиентов.
Степень делового оптимизма в странах еврозоны стала самой высокой с 2012 г., что было связано с надеждой на постепенную отмену эпидемиологических мер в ближайшие месяцы.
Укрепление спроса и радужные перспективы развития компаний стимулировали предпринимателей набирать на работу дополнительный персонал, причем занятость росла уже четвертый месяц подряд. Однако, хотя темпы создания рабочих мест оставались вторыми по величине за последние два года, они несколько снизились из-за трудностей с заполнением вакансий.
«Спрос на товары и услуги в мае в странах еврозоны рос самыми резкими темпами за последние 15 лет, поскольку регион продолжает восстанавливаться после снятия ограничений, связанных с COVID-19, — отметил К. Вильямсон. — Меры по борьбе с пандемией были ослаблены до самого низкого уровня с октября прошлого года, что особенно способствовало заметному улучшению деловой активности в секторе услуг. Это, в свою очередь, сопровождалось еще одним рывком производственного сектора».
Рост деловой активности в еврозоне, по мнению экспертов IHS Markit, мог быть еще сильнее, если бы не рекордные задержки в цепочке поставок сырья и трудности с быстрым восстановлением бизнеса, которые, в частности, были связаны со сложностями повторного найма персонала.
Сфера услуг Японии ушла в минус
Данные опроса PMI в частном секторе Японии в мае показали, что экономическая активность вновь пошла на спад. Снижение объемов производства и оказания услуг стало самым быстрым за последние четыре месяца, при этом сокращение нового бизнеса было наиболее выраженным с февраля текущего года. Негативная динамика деловой активности была обусловлена новой волной пандемии, которая привела к ухудшению условий ведения бизнеса из-за ограничительных мер, нацеленных на борьбу с COVID-19.
Композитный флэш-индекс PMI (au Jibun Bank flash Japan Composite PMI) опустился из зоны благоприятного климата в апреле (51 балл) до уровня 48,1 балла в мае. Особенно выраженным было снижение деловой активности в сервисной отрасли (с отметки 49,5 балла до показателя 45,7 балла). Производственный сектор выглядел более прилично (53,1 балла в мае после 54,3 балла в апреле).
Среди позитивных трендов мая экономист IHS Markit Усама Бхати (Usamah Bhatti) отмечает, что предприниматели Страны восходящего солнца сумели сохранить позитивный настрой и продолжали набирать новый персонал, что показывает их надежды на улучшение экономической конъюнктуры в ближайшие месяцы.
Топ-менеджеры японских предприятий надеются, что вакцинация населения в скором времени принесет свои плоды и отмена эпидемиологических ограничений поможет восстановлению сферы услуг, которая тянет вниз экономическую активность в стране.