Темпы обновления парка сельхозтехники увеличились в 1,4 раза

| статьи | печать

В России удалось добиться устойчивой положительной динамики развития сельхозмашиностроения. В 2020 г. этот сектор получил поддержку более чем на 14 млрд руб. В результате аграрии закупили почти 30 тыс. единиц техники и оборудования. По прогнозу Минсельхоза России, в целом по итогам 2021 г. парк сельхозтехники пополнится на 62,8 тыс. единиц — прирост составит 6,4%.

Вопросы обеспечения аграриев современной сельхозтехникой и оборудованием обсудили на совещании в Минсельхозе России. По данным на 18 мая, аграрии закупили порядка 22,8 тыс. единиц техники, что в общей сложности в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе приобретено 6 тыс. тракторов и 2,2 тыс. комбайнов. Положительная динамика отмечается в Приволжском, Центральном и Южном федеральных округах.

По данным Росагролизинга, с начала года поставлено свыше 2,4 тыс. единиц сельхозтехники и оборудования на сумму 10,5 млрд руб. В ближайшее время сельхозтоваропроизводители получат еще порядка 4 тыс. единиц на 18,5 млрд руб. Кроме того, в рамках механизма льготного кредитования одобрено свыше 2,9 тыс. заявок на приобретение техники и оборудования на общую сумму 46,9 млрд руб.

Российский парк агромашин остается недооснащенным

14 мая на отраслевом совещании первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил, что агропромышленный комплекс является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российской экономики. Так, в 2020 г. сбор зерна составил 133,5 млн т, производство скота и птицы — 15,6 млн т, рекордный урожай плодов и ягод — 1,3 млн т, а аграрный экспорт (30,7 млрд долл.) впервые превысил импорт.

«Дальнейшее развитие аграрного сектора будет определяться повышением эффективности сельского хозяйства за счет внедрения современных агротехнологий и расширения парка сельхозмашин и оборудования для глубокой переработки», — уверен С. Митин. По его словам, за последние годы удалось добиться устойчивой положительной динамики в развитии отраслей сельскохозяйственного и пищевого машиностроения.

Принята стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2030 г. Активно реализуются постановления правительства, направленные на развитие производства отечественной сельхозтехники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. Свою эффективность показали программы, реализуемые Росагролизингом.

В то же время, подчеркнул С. Митин, в отрасли сохраняются проблемы — российские аграрии продолжают оставаться технически недооснащенными. Индикатор энергообеспеченности российских фермеров в разы отстает от аналогичного показателя развитых стран.

В ходе совещания в Совете Федерации прозвучали инициативы, направленные на поддержку отечественных производителей. Так, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Мария Елкина предложила рекомендовать руководству субъектов РФ направлять региональные субсидии исключительно на поддержку производителей, чья продукция соответствует постановлению № 719, а не на приобретение иностранной техники, аналоги которой производятся в России.

Производителей пугает рост цен на металл

Президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин сообщил, что необходимо предусмотреть в федеральном бюджете в 2021 г. дополнительно 5,3 млрд руб. на реализацию постановления № 1432, 1,4 млрд руб. на реализацию постановления № 823 (в части пищевого оборудования) и 0,16 млрд руб. на реализацию постановления № 1269. При этом глава отраслевого объединения обратил внимание, что одной из главных проблем для производителей специализированной техники является беспрецедентно высокий рост цен на металл.

Он начался в 2020 г. и продолжается. Опрос заводов, проведенный Ассоциацией «Росспецмаш», показывает, что за год продукция металлургических компаний подорожала в среднем на 50—80% в зависимости от вида.

Многие аграрии обновляют парк техники только благодаря механизмам господдержки. По условиям этих программ заводы ограничены в повышении цены коэффициентом-дефлятором (в 2021 г. он составляет 5%). Поэтому предприятия, установив цену на свою продукцию в декабре 2020 г., уже не могут ее повысить, даже если металл резко подорожал и продолжает дорожать.

Такие жесткие рамки ценовой политики производителей специализированной техники позволяют покупателям полноценно планировать инвестиции в модернизацию парка. Российские заводы со всей ответственностью относятся к своим обязательствам, ведь от этого зависят сроки проведения агротехнических работ. Если своевременно не решить проблему роста цен на металл, то российским производителям сельхозтехники будет сложно поддерживать темпы роста экспортных поставок и производства в целом.

К слову, объем экспорта продукции российских заводов сельхозмашиностроения в I квартале 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 2,2 раза и достиг 3,9 млрд руб. Напомним, что в 2020 г. отечественные заводы продемонстрировали рекордные показатели зарубежных отгрузок сельхозтехники, которые составили 15,9 млрд руб.

Всего за январь — март текущего года отечественные машины поставлены аграриям из 23 стран. Основными зарубежными рынками в I квартале стали государства СНГ и Европейского союза. В количественном выражении наибольший рост экспорта зафиксирован по следующим основным сегментам: отгрузки за рубеж полноприводных сельскохозяйственных тракторов увеличились в 2,8 раза, плугов — в 2,4 раза, пресс-подборщиков — в 2,2 раза, борон — на 88%, зерноуборочных комбайнов — на 46%.

В 2021 г. отгрузки в Литву в денежном выражении выросли в 5,4 раза, в Германию — в пять раз, в Болгарию — на 65%, в Киргизию — на 58%, в Монголию — на 54%, в Польшу — на 49%. Среди основных причин роста — высокие цены на зерно на мировом рынке, благодаря которым у аграрного бизнеса за рубежом появились дополнительные средства на обновление техники.

Кроме того, в I квартале 2020 г. из-за строгих ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, и инвестиционной неопределенности многие хозяйства отложили решение о приобретении сельхозмашин. Сейчас наблюдается отложенный спрос.


К сведению

Минпромторг утвердил первые специальные инвестиционные контракты на условиях СПИК 2.0

Три промышленных предприятия из Чувашии, Тверской и Саратовской областей первыми получили право заключить специальные инвестиционные контракты на условиях СПИК 2.0. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. В рамках контрактов эти предприятия внедрят современные технологии в приоритетных направлениях, определенных Правительством РФ, и наладят выпуск продукции, конкурентной на мировом уровне.

«Мы точно следуем заявленным планам. В марте мы анонсировали выход на заключение первых СПИК 2.0 на июнь — июль, и сегодня уже утверждены заявки», — подчеркнул глава Минпромторга России. Соответствующее решение приняла 19 мая 2021 г. межведомственная комиссия по заключению, изменению и расторжению специальных инвестиционных контрактов под председательством первого заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова.

Всего Минпромторг России на 20 мая объявил 15 конкурсов. По итогам ведомство ожидает появления в приоритетных отраслях локализованной серийной продукции, которая не только решает задачи импортозамещения, но и имеет серьезный экспортный потенциал.

СПИК 2.0. — новый инструмент господдержки инвесторов. Он стимулирует вложения в приоритетные современные технологии, позволяющие выйти на серийное производство продукции, конкурентной на мировом уровне. Список технологий определен постановлением Правительства РФ.

Инвесторы могут выбрать подходящее для себя направление и подать заявку, которая должна соответствовать ряду условий. После конкурсного отбора инвесторы-победители заключают трехсторонние контракты, в которых со стороны государства участвуют как федеральные органы исполнительной власти, так и субъект Федерации, в котором непосредственно реализуется проект.

По условиям СПИК 2.0 инвесторы получают гарантию неухудшения налоговых условий, налоговые льготы, отраслевые субсидии, упрощенный доступ к госзаказу, проходят ускоренную и упрощенную процедуру получения статуса Made in Russia. Кроме того, на них распространяется ряд стимулирующих мер, предусмотренных региональным законодательством, в том числе — льготы по налогам на прибыль и имущество, специальные условия аренды земельных участков.

В отличие от заключавшихся ранее специальных инвестиционных контрактов, СПИК 2.0 не предусматривает минимального порога инвестиций и предполагает длительные сроки действия: 15 лет для контрактов с вложениями до 50 млрд руб. и 20 лет — для инвестиций свыше 50 млрд руб.