В письме от 30.04.2021 № 14-24/064139@ УФНС России по г. Москве разъяснила, в какой срок нужно передать налоговикам запрошенные документы, если после выставления требования проверка была приостановлена.
В чем проблема
При проведении проверки налоговики вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Общий срок для их представления — 10 дней со дня получения соответствующего требования. При налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличен до 20 дней, а при проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в связи с оказанием услуг в электронной форме на территории РФ, — до 30 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проведение выездной налоговой проверки может быть приостановлено для:
-
истребования документов (информации) о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов и иных лиц в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
-
получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
-
проведения экспертиз;
-
перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
На период приостановления проверки действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика прекращаются. Ему возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ). Возникает вопрос: если после получения компанией требования проверка была приостановлена, вправе ли компания передать документы сразу после окончания приостановки или она должна соблюдать 10-дневный срок с момента получения требования, установленный п. 3 ст. 93 НК РФ?
Установленный срок нужно соблюдать
Отвечая на поставленный вопрос, московские налоговики сослались на п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В нем сказано, что налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, в срок, предусмотренный п. 3 ст. 93 НК РФ.
Такие же разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 07.04.2021 № 03-02-11/25508 и ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@. А в письмах Минфина России от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644 и ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892@ чиновники указали, что Налоговым кодексом не предусмотрено приостановление срока исполнения требования о представлении документов, переданного налогоплательщику до приостановления проверки. При этом в письме от 07.04.2021 № 03-02-11/25508 Минфин России пояснил, что если требование о представлении документов налоговым органом было направлено проверяемому налогоплательщику в период проведения выездной налоговой проверки, то есть до момента вынесения решения о ее приостановлении, то такое требование должно быть исполнено налогоплательщиком независимо от периода его фактического получения.
Суды с этим согласны. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 22.01.2014 по делу № А57-5057/2013 признал правомерным штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в срок истребуемых документов. Компания считала, что штраф незаконен, поскольку она получила требование уже после приостановления выездной проверки. Но суды трех инстанций в удовлетворении требований компании отказали, поскольку выставлено требование было до приостановления проверки. Определением ВАС РФ от 07.07.2014 № ВАС-5679/14 было отказано в передаче дела на пересмотр.
Отвергают суды и ссылку налогоплательщиков на то, что срок представления документов, указанный в требовании, приходится на период приостановления проверки, а в этот период согласно п. 9 ст. 89 НК РФ действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика прекращаются. В постановлении от 21.12.2018 по делу № А27-24827/2017 АС Западно-Сибирского округа указал, что требования п. 9 ст. 89 НК РФ инспекцией не нарушены, поскольку, как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 26 постановления от 30.07.2013 № 57, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки. Определением Верховного суда РФ от 22.04.2019 № 304-ЭС19-4786 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.