По данным ITC Trade Map, на фоне сокращения общего объема глобальной торговли в 2020 г. мировой экспорт продукции АПК обновил рекорд, увеличившись на 1,1%, до 1,61 трлн долл., относительно показателя 2019 г. Россия поднялась в рейтинге крупнейших экспортеров с 19-го на 17-е место с долей 1,9%, нарастив поставки за рубеж на 19% — до 30,5 млрд долл. На десять ведущих стран-экспортеров приходится почти 50% мирового продовольственного экспорта, а на первые 20 — почти 70%. 18 из 20 стран за последние пять лет увеличивали объемы поставок, при этом Россия демонстрировала самые высокие темпы роста.
Согласно данным ФТС и Росстата, российский экспорт зерна в прошлом году вырос на 28%, до 10,2 млрд долл., масложировой продукции — на 21%, до 4,9 млрд долл., продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности — на 13%, до 4,5 млрд долл. CAGR (среднегодовой прирост) России в 2015—2020 гг. составил 13,4%, Польши — 8,6%, Мексики — 6,9%, Испании — 6,2%. Среднегодовой темп прироста показателя США с 2015 г. равнялся 1,5%, Нидерландов — 5%, Германии — 1,9%.
Состав топ-10 в прошлом году не изменился, при этом у восьми из десяти его участников отмечалась положительная динамика зарубежных продаж. США, крупнейший мировой поставщик продовольственных товаров, в 2020 г. увеличили экспорт на 5,4%, до 149 млрд долл., Нидерланды — на 2,9%, до 105 млрд долл., Германия — на 0,7%, до 85 млрд долл., Бразилия — на 6,7%, до 83 млрд долл.
В то же время экспорт продукции АПК Китая сократился на 3,2%, до 74 млрд долл., Франции — на 1,5%, до 70 млрд долл. Продажи Испании возросли на 7,7%, до 61 млрд долл., Канады — на 9,5%, до 56 млрд долл., Италии — на 4,7%, до 53 млрд долл., Бельгии — на 0,8%, до 46 млрд долл.
Во второй десятке государств-экспортеров, помимо России, можно выделить значительный рост показателей Польши (+9,1%, до 38 млрд долл.), Индонезии (+13%, до 37 млрд долл.), а также существенное сокращение экспорта Аргентины (–8,3%, до 36 млрд долл.) и Австралии (–4,1%, до 30 млрд долл.).
Среди топ-10 ведущих импортеров продовольственных товаров большинство стран также сохранили свои позиции, а семь из них нарастили объемы ввоза. Среди мировых покупателей лидерами являются США, за год увеличившие показатель на 2,4%, до 170 млрд долл., а также Китай, импорт которого вырос сразу на 16%, до 162 млрд долл. Кроме того, рост закупок зафиксирован у Германии (+3,9%), Нидерландов (+5,6%), Великобритании (+0,4%), Франции (+1,1%) и Бельгии (+3%), а снижение — у Японии (–4,9%), Италии (–1,8%) и Испании (–2,8%).
Наиболее значимой позицией в структуре глобальной торговли продукцией АПК в 2020 г. оставалось мясо и мясные субпродукты, на которые приходилось 8,3% мирового экспорта АПК в стоимостном выражении. В том числе экспорт мяса и субпродуктов свиней увеличился на 13%, до 42 млрд долл. благодаря рекордным закупкам со стороны Китая, в то время как экспорт мяса и субпродуктов КРС сократился на 4,7%, до 54 млрд долл., а мяса и субпродуктов птицы — на 9%, до 25 млрд долл. Наряду с мясом в тройку наиболее продаваемых продовольственных категорий, как и в 2019 г., входили фрукты и орехи (+1,9%, до 131 млрд долл.), алкогольные и безалкогольные напитки (–5,4%, до 118 млрд долл.).
АПК — одна из немногих отраслей, сумевших сохранить позитивную динамику торговли в условиях пандемии COVID-19. Благодаря неэластичности спроса карантинные ограничения и сбои в цепочках поставок в меньшей степени затронули продовольственную отрасль, более того, в ряде случаев, особенно в начале пандемии, наблюдались ажиотажные закупки странами базовых продуктов питания из-за стремления сформировать запасы. В то же время локдауны привели к падению спроса на непищевые сельскохозяйственные товары, такие как шерсть, цветы, а также высокозависимые от канала HoReCa продукты, например говядину.