АС Уральского округа в постановлении от 12.05.2021 № Ф09-2354/21 по делу № А60-44504/2020 пришел к выводу, что налоговики имеют право проверять регистры бухгалтерского учета, а утрата таких документов не освобождает от ответственности за их непредставление.
Суть дела
В ходе выездной проверки инспекция затребовала у общества документы — регистры бухгалтерского учета. Общество направило в адрес инспекции уведомление о невозможности представления истребуемых документов в связи с их отсутствием по техническим причинам (сбой оборудования (повреждение жесткого диска) с программным носителем 1С, в котором велся бухгалтерский учет операций).
В результате общество было привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов.
Общество, полагая, что непредставление регистров бухгалтерского учета не является основанием для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, обратилось в суд.
В обоснование своей позиции общество ссылалось на невозможность представления части документов по независящим от него обстоятельствам — по причине утраты данных программы 1С. Также, по его мнению, оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов, главные книги, налоговый регистр «расчет налога на прибыль организаций» не относятся к категории документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, что, как следствие, не влечет ответственности по ст. 126 НК РФ.
Решение судов
Суды трех инстанций признали действия налоговиков правомерными. При этом они рассуждали следующим образом.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Отказ лица от представления истребуемых документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Соответственно, налоговый орган обладает правом проверить регистры бухгалтерского и налогового учета в ходе проведения выездной налоговой проверки.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. При этом экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Пунктом 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР от 29.07.83 № 105, установлено, что в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
Таким образом, из взаимосвязанных положений указанных правовых норм следует, что субъекты предпринимательской деятельности обязаны обеспечить восстановление документов бухгалтерского учета в случае их утраты в течение срока их обязательного хранения.
Довод общества о невозможности представить бухгалтерские регистры суды отклонили. Они указали, что общество не доказало, что у него отсутствовала возможность представления истребуемых документов до возникновения перебоев в сети. Также им не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о принятых мерах и результатах по восстановлению (невозможности восстановления) утраченных документов бухгалтерского учета.
Кроме того, согласно письму УМНС России по г. Москве от 13.09.2002 № 26-13/43411 в случае утраты документов следует незамедлительно оформить подтверждение утраты, для этого необходимо назначить комиссию по расследованию пропажи, гибели документов. При получении подтверждения нужно уведомить налоговый орган. Затем провести инвентаризацию для обоснования отражения убытков и приступить к восстановлению тех первичных документов, которые подлежат восстановлению и хранению в течение сроков, установленных Перечнем типовых управленческих архивных документов.
Оформление обществом факта утраты документов материалы дела не подтверждают, результаты расследования и привлечения к ответственности по факту утраты документов лиц, ответственных на предприятии за бухгалтерский учет, не представлены.
В связи с этим суды пришли к выводу, что утрата данных бухгалтерского учета за проверяемый период (жесткого диска, на котором установлено программное обеспечение), не освобождает общество от ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку не может быть признано обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ).