В нынешнем году Всемирный банк (ВБ) прогнозирует быстрый рост глобальной экономики — на 5,6%, его драйвером будет мощный подъем деловой активности в развитых государствах и Китае. Более скромной будет динамика развивающихся стран без учета Поднебесной (4,4%), а бедные регионы покажут рост лишь на 2,9%, что не позволит им выйти на докризисные показатели экономики и уровня жизни. Для России ВБ обещает темпы увеличения ВВП на уровне 3,2%, а Минэкономразвития России намерен повысить свой прогноз роста (2,9%) в связи с успешной динамикой первых месяцев этого года.
Всемирный банк в 2021 г. ожидает роста глобальной экономики на 5,6%, что станет самым высоким показателем темпов восстановления после рецессии за последние 80 лет, отмечается в докладе «Перспективы мировой экономики», представленном на днях. Рывок мировой экономики вверх в основном будет обусловлен интенсивным подъемом деловой активности в нескольких развитых странах и Китае.
В Соединенных Штатах темпы экономического прироста достигнут в этом году 6,8%, что станет следствием крупномасштабных мер бюджетно-финансовой поддержки и ослабления ограничений, связанных с пандемией COVID-19. В 2022 г. темпы прироста ВВП здесь составят 4,2%.
Темпы в других государствах с развитой экономикой в настоящее время также крепнут, хотя и не столь существенно. Так, в еврозоне экономическая динамика в текущем году будет равняться 4,2% прироста, в 2022 г. чуть выше — 4,4%.
Среди стран с формирующимся рынком и развивающихся государств самый внушительный подъем — на 8,5% — ожидается в этом году в экономике Китая, что отразит удовлетворение отложенного спроса. После бурного восстановления текущего года в 2022 г. темпы прироста тут будут скромнее (5,4%).
В регионе ЕЦА прирост составит 3,9%
Регион Европы и Центральной Азии (куда входит и Россия), по оценке экспертов ВБ, продолжает сложную борьбу с пандемией COVID-19. После снижения в начале 2021 г. темпы роста заболеваемости ускорились на фоне появления новых штаммов и повышения мобильности населения. При этом вакцинация в регионе идет неравномерными темпами.
Новый всплеск коронавируса в текущем году негативно отразился на едва начавшемся восстановлении экономики. Промышленное производство застопорилось, активность в сфере обслуживания по-прежнему ограничена.
Наблюдавшееся в последнее время ослабление курса валют стало дополнительным фактором, подталкивающим цены вверх. В начале 2021 г. почти половина центральных банков в регионе, установивших целевые показатели инфляции, столкнулись с уровнями цен, превысившими верхние предельные значения. В некоторых странах были повышены ключевые ставки.
В этом году начнется частичная отмена пакетов мер налогово-бюджетной поддержки, принятых в целях противодействия экономическим потрясениям, вызванным пандемией. Предполагается, что вследствие широкомасштабных мер налогово-бюджетного характера и сокращения объема производства в прошлом году медианный размер государственной задолженности составит к концу 2022 г. 54% ВВП региона, что почти на 15 п.п. выше, чем в 2019 г. Тем не менее, согласно оценкам ВБ, целевая налогово-бюджетная поддержка помогла избежать резкого роста бедности и безработицы.
В нынешнем году, по прогнозу Банка, экономика региона вырастет на 3,9%, что выше первоначальных ожиданий, отчасти благодаря улучшению ситуации в зоне евро. Тем не менее перспективы остаются сложными, принимая во внимание ужесточение макроэкономической политики, а также рост сложностей в геополитике.
Важная деталь: в 2021 г. ВВП на душу населения в регионе ЕЦА будет на 5,3% ниже по сравнению с прогнозами, сделанными до начала пандемии.
Экономика Турции вырастет в 2021 г. на 5% на фоне благоприятствующего экспорту укрепления внешнего спроса, а затем, в 2022 г., прибавит в «весе» еще 4,5%.
В Центральной Европе в 2021—2022 гг. ожидается рост экономики на 4,6%, подкрепляемый восстановлением торговли. Ожидается, что в течение текущего года сохранится действие исключительных мер стимулирующей политики и предоставляемые ЕС масштабные пакеты финансирования, предназначенные для государств — членов Союза, должны помочь компенсировать дефицит инвестиций.
На Западных Балканах темпы экономического роста, согласно прогнозу, ускорятся в 2021 г. до 4,4% и замедлятся до 3,7% в следующем году, при условии восстановления доверия со стороны потребителей и бизнеса по мере проведения вакцинации населения, а также уменьшения политической нестабильности.
В России, экономика которой является одной из крупнейших в регионе ЕЦА, в 2021 г. ожидается рост на 3,2% благодаря крепнущему внутреннему спросу и росту цен на энергоносители.
Вместе с тем эти перспективы омрачают большее, нежели ожидалось, ужесточение макроэкономической политики, а также эскалацию геополитической напряженности в 2021 г. Ожидается, что в 2022 г. темпы экономического прироста стабилизируются на уровне 3,2%.
МЭР намерен улучшить свой прогноз
Минэкономразвития России, по словам главы ведомства Максима Решетникова, считает возможным повышение своего прогноза развития отечественной экономики, который сейчас составляет 2,9% на текущий год. Увеличение прогнозных показателей связано с экономической динамикой первых месяцев нынешнего года.
Российский ВВП в апреле продолжил активное восстановление. По сравнению с апрелем 2020 г. прирост составил 10,7%, при этом отставание от докризисного уровня сократилось — менее 1% SA (с устранением сезонности).
Поддержку ВВП, по мнению экспертов МЭР, оказывают производственные и связанные с ними отрасли. Превышение допандемийных уровней в среднем на 2% SA наблюдалось в базовых несырьевых отраслях экономики — обрабатывающей промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве.
В отрицательной области относительно докризисных уровней пока остается добыча полезных ископаемых в условиях действия соглашения ОПЕК+, направленного на поддержку цен. При этом выпуск постепенно восстанавливается по мере планового ослабления ограничений на добычу нефти.
На потребительском рынке сохраняется восстановительная динамика. Оборот розничной торговли, по данным ведомства, в апреле превысил допандемийный уровень на 1,3% SA. Объем платных услуг населению и оборот общественного питания с учетом более значительного влияния на них карантинных ограничений пока отстают от показателей IV квартала 2019 г. примерно на 6% SA, при этом разрыв довольно быстро сокращается.
В результате совокупный оборот розничной торговли, услуг и общественного питания в реальном выражении в апреле был всего на 0,5% SA ниже докризисных показателей.
Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций) в I квартале 2021 г. выросли на 2% год к году (после роста на 1,2% в IV квартале прошлого года). Поддержку капвложениям оказало увеличение прибыли организаций, а также продолжение уверенного роста корпоративного кредитного портфеля (+7,3% год к году в январе — апреле).