Первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова на круглом столе в Думе говорила, что есть проблема серьезнее — гипотетическая потеря доступа к корреспондентским счетам за рубежом, через которые российские банки проводят операции в иностранной валюте.
8 июня О. Скоробогатова провела урок финансовой грамотности для депутатов.
Первый зампред была терпелива. «Много раз мы упоминали, и сам SWIFT заявлял, мы, действительно, эти риски считаем минимальными… самая большая проблема — это даже не SWIFT. Это то, что два банка — российский и иностранный — должны сохранить корреспондентские отношения», — цитирует О. Скоробогатову «Интерфакс».
Депутаты очень хотели услышать, какую все-таки гадость могут сделать американцы. О. Скоробогатова отвечала, что нехороший сценарий возможен в случае жестких санкций против российских банков — например, если кто-то из них будет включен в черный список (SDN list) Минфина США. Тогда американским кредитным организациям, которые обслуживают корсчета российских коллег, будет запрещено взаимодействовать с ними. И банк из РФ, соответственно, потеряет доступ к долларовым расчетам.
На самом деле все еще проще, чем говорила О. Скоробогатова. SWIFT — это система передачи платежной информации (эдакая почта), но не система проведения международных платежей. SWIFT не переводит деньги из страны в страну, только сообщает банку — ее участнику о решении другого банка — участника сообщества SWIFT перевести деньги с одного счета на другой. И все. SWIFT — удобная и проверенная система передачи сообщений, которой банки доверяют.
Без SWIFT можно работать. Не так привычно, не столь удобно, но возможно. Правда, банкам придется нести затраты на людей, которые будут принимать информацию по телефону или с помощью голубиной почты. Так что отключение от SWIFT ударит по западным банкам, в которых есть корсчета российских коллег.
Мир устроен так, что долларами распоряжаются американцы, рублями — россияне, юанями — китайцы и т.д. Чтобы перевести кому-то доллары или рубли, надо иметь корсчета в банках, распоряжающихся долларами или рублями. Нет корсчета — ничего нет.
О закрытии корсчетов российских банков речь не идет — подобный сценарий в мире давно прозвали «ядерным», то есть неприемлемым. Хотя у ряда заокеанских конгрессменов тоже хватает причуд, время от времени они пытаются предлагать что-то фантастическое. Но это всегда несерьезно.