Этот порт в провинции Гуандун — крупнейший транспортный узел Китая. В Гуандуне сейчас вспышка коронавируса. Порт закрыли. Контейнеры застряли — на радость опять-таки китайским производителям новых контейнеров. Товары приходится переправлять самолетами, а значит, товары дорожают.
Дорожает все и везде. В прошлый раз, когда из-за вируса множество контейнеров скопилось без движения у побережья Штатов, даже швейцарцы сняли в самолетах кресла и стали перебрасывать самолетами кофе из Южной Америки в Европу.
Тогда, кстати, китайцы начали спешно возводить новые заводы по производству контейнеров.
Заводы заработали, но американцы привились, и контейнеры оттуда двинулись. Так что новый затор как бы кстати.
Вспышка ковида в южнокитайской провинции Гуандун началась еще в конце мая, когда там заболели 20 человек при общем населении в 133 млн человек. Власти закрыли один из местных портов, а в этой провинции два порта являются третьим и пятым по величине в мире.
Проблемы в этой провинции уже по цепочке вызвали перебои в других контейнерных портах земли. Коллапс в Китае длится уже две недели.
Управляющий партнер компании «Хекни групп» Александр Горьков говорит на радио «Бизнес ФМ»: «Уже сейчас есть кейсы, когда мы отправляем по воздуху грузы, которые должны были идти по морю, то есть мы говорим об отправке одноразово от 24 до 30 тонн груза. Вы представляете, насколько вырастает себестоимость продукции? Это те товары, которые вы видите в супермаркетах, то есть это, собственно говоря, то, что называется FMCG, товары быстрого спроса, быстрого потребления, поэтому при использовании авиаперевозки вместо морской перевозки стоимость увеличивается кратно, в пять-шесть, а то и в десять раз».
Потом, конечно, можно запрещать торговле поднимать цены — итог предсказуем.
В прошлом году китайские морские гавани вообще не работали. Все подорожало.
Бизнес уже привык к новой реальности — к растущей инфляции. Об этом говорит управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов: «Мир за год уже привык жить в кризисе. Вообще, этот контейнерный кризис начался еще с 2019 г. Все эти перепады-перебои, потом ковид, потом Суэц, сейчас Гуандун — это уже на самом деле особо никого не волнует, потому что все уже привыкли жить в новой нормальности, с новыми жуткими ценами и т.д. Все просто набросят очередной раз тысячу долларов на контейнер, и дело с концом. Вот и вся история. По сути, никто не умрет, никто голодным не останется».
Одно не очень понятно — отчего Банк России продолжает говорить, что причины инфляции в стране — в росте потребительского спроса прежде всего.