Новые экологические требования, которые предъявляет глобальный энергетический рынок, делают неизбежными перемены в нефтегазовых комплексах стран СНГ в долгосрочной перспективе. Государства Содружества уже начали формировать нормативно-правовую базу для адаптации к новым условиям, а компании — внедрять технологии, снижающие загрязнение окружающей среды. Реализация бизнес-стратегий, нацеленных на требования ESG, поможет нефтегазовым предприятиям получить крупные капвложения, привлечение которых все больше будет зависеть от экологичности инвестиционных проектов.
Нефтегазовые комплексы являются ключевой отраслью экономик ряда стран СНГ, которая формирует существенную часть госбюджета (60% — в Азербайджане, 44% — в Казахстане, 39% — в России). Поэтому новые веяния на мировом энергетическом рынке, связанные с повышением требований к экологической составляющей работы отраслевых компаний, имеют столь важное значение не только для самих предприятий, но и для государственной казны.
Стадия предвзятого отношения к декарбонизации на ключевых рынках сбыта, которая наблюдалась у госрегуляторов и компаний Содружества ранее, по оценке экспертов консалтинговой компании PwC, сделавшей специальное исследование на эту тему, уже прошла. Страны уже начали более внимательно относиться к факторам экологии и рассматривать новые возможности современных технологий. В регионе активно идет работа над нормативно-правовой базой с целью адаптации к меняющейся рыночной конъюнктуре.
Так, Азербайджан еще в 2019 г. присоединился к инициативе EU4Climate, в рамках которой ЕС выделяет 830 тыс. евро на реализацию национальной политики и практики в области изменения климата в стране. А в начале 2021 г. в рамках сотрудничества c ООН был запущен трехлетний проект, направленный на поддержку усилий правительства в развитии трех приоритетных секторов — водного хозяйства, сельского хозяйства и адаптации прибрежных районов к изменению климата.
В Казахстане, где с 2018 г. функционирует обновленная система торговли выбросами, приняли закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам экологии» (Экологический кодекс). Он предусматривает ужесточение ответственности за экологические нарушения за счет увеличения административных санкций за сверхнормативные и несанкционированные эмиссии в окружающую среду в 10 раз.
В России Госдума приняла в третьем чтении законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов», который предполагает введение системы углеродной отчетности для предприятий и создание нормативной базы для обращения углеродных единиц.
«Законопроект предусматривает вариант „мягкого“ регулирования без дополнительной налоговой нагрузки на бизнес, — подчеркивает замминистра экономического развития Илья Торосов. — Предполагается, что цена на выбросы СО2 определится рынком, а российские компании смогут использовать наиболее экономически эффективные инструменты снижения углеродного следа».
Помимо этого, Минэкономразвития России подготовило законопроект о начале эксперимента по снижению выбросов CO2 на Сахалине с целью создания системы торговли углеродными единицами.
Пока современное климатическое регулирование на территории СНГ только формируется и отражает сложный компромисс между признанием глобальных принципов экологической, социальной и управленческой ответственности и реалиями углеродоемкой экономики. Это потребует от работающих на нефтегазовом рынке компаний реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение углеродного следа.
«Зеленые» технологии — залог успешного бизнеса
Беспроигрышным вариантом для компаний СНГ в этих условиях, по мнению аналитиков PwC, становится операционная декарбонизация, положительно сказывающаяся на соответствии принципам ESG (environmental, social, governance — окружающая среда, социальная ответственность, прозрачное управление).
Эффективная монетизация попутного газа может стать наиболее доступным шагом в сторону сокращения выбросов, а также коммерчески привлекательным инструментом наращивания выручки. В первую очередь это контроль за утечкой метана, который является более сильным парниковым агентом, чем углерод.
Предприятиям также стоит проработать вопрос сокращения объемов сжигания попутного газа. К примеру, в России, несмотря на действующее с 2012 г. постановление об утилизации 95% ПНГ, средний показатель далек от этого значения (82,6% в 2020 г.), что говорит о перспективности работ в данном направлении.
В Казахстане, несмотря на хорошие показатели (97% в 2019 г.), остается потенциал по доведению утилизации попутного газа до возможных 99%, что может стать одним из наиболее простых действий в ответ на меняющуюся модель рынка с фокусом на экологичность.
Ряд нефтегазовых корпораций уже проявил интерес к технологиям улавливания, хранения и утилизации углерода (УХУ), без которых невозможно производство низкоуглеродного («голубого») водорода из природного газа, а также декарбонизация ряда смежных отраслей (например, металлургии и цементной промышленности).
Что касается нефтехимического бизнеса, который многие рассматривают как альтернативу стагнирующему нефтепродуктовому, то перспективными тут могут стать нишевые направления с выстраиванием комплексных цепочек продукции и созданием инновационных бизнес-моделей.
В целом для нефтегазовых компаний СНГ, по мнению специалистов PwC, остаются большие возможности в сфере технологического развития, позволяющего достичь значимых синергетических эффектов на фоне набирающей обороты глобальной декарбонизации без перехода на альтернативные виды деятельности.
Возрастающие климатические риски начинают сказываться на приоритетах инвесторов, которые во многих странах уже начали сворачивать свое участие в сегментах ископаемого топлива, но увеличивать — в «зеленые» технологии.