Пенсионный фонд обязан направлять страхователю уведомление об устранении ошибок, обнаруженных в представленных индивидуальных сведениях. Это правило действует и в том случае, если ошибка заключается в непредставлении сведений на отдельных застрахованных лиц. К такому выводу пришел АС Центрального округа в постановлении от 08.06.2021 по делу № А83-22006/2019.
Суть дела
Управление ПФР (далее — фонд) провело проверку учреждения и установило, что учреждение не представило форму СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» в отношении восьми застрахованных лиц.
Фонд составил акт проверки, вынес решение о привлечении учреждения к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) и направил учреждению требование об уплате штрафа. Уведомление об устранении имеющихся расхождений фонд учреждению не направлял. Он полагал, что обязан направлять уведомление лишь в отношении тех застрахованных лиц, сведения о которых поданы, но с ошибками. В случае же непредставления страхователем сведений о застрахованных лицах уведомление не направляется.
Поскольку учреждение требование об уплате штрафа не исполнило, фонд обратился в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций пришли к выводу, что основания для привлечения учреждения к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ у фонда отсутствовали. Фонд установил факт представления учреждением неполных сведений, но в нарушение действующего законодательства не направил ему уведомление об устранении ошибок и несоответствий.
Суды указали, что, привлекая общество к ответственности, Пенсионный фонд не только должен констатировать факт представления неполных и недостоверных сведений, но и обязан определить все элементы состава совершенного правонарушения.
В определениях Верховного суда РФ от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975 сформирована правовая позиция, которая указывает на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Абзацем 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2—2.2 ст. 11 этого закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. В абзаце 5 этой же нормы сказано, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда, страхователю направляется уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Аналогичная норма содержится в п. 37 действовавшей в проверяемый период Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее — Инструкция № 766н).
При этом в п. 39 Инструкции № 766н установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) сведений, в отношении которых территориальным органом ПФР страхователю вручено уведомление об устранении ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как отметил суд первой инстанции, вышеприведенные положения согласуются с положениями ст. 15 Закона № 27-ФЗ, в которой закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с органом ПФР. Невручение уведомления о выявленных расхождениях лишает страхователя в подобном случае возможности исправить допущенные им ошибки, в нарушение положений ст. 15 Закона № 27-ФЗ.
По смыслу ст. 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и Пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения Пенсионного фонда исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.