Российская экономика перешла в зону роста, и это сказывается на рынке труда и зарплатах граждан. Большинство крупных предприятий (87,1%) увеличивают свой штат, показал майский опрос РСПП. Малый бизнес более осторожен — только 13% МСП, опрошенных «Опорой России», нанимают новых сотрудников. Более 40% работодателей, принявших участие в исследовании Kelly Services, намерены набирать персонал, причем 63% планируют провести индексацию зарплат. Реальные доходы россиян, судя по замерам холдинга «Ромир» и Левада Центра (иноагент), во II квартале могут вырасти, особенно на фоне низкой базы прошлого года.
Подавляющая часть крупных отечественных компаний (81,7%) в мае нынешнего года, согласно данным опроса Российского союза промышленников и предпринимателей, расширяли свой штат, причем их доля стала больше на 11 п.п. по сравнению с апрельскими показателями.
Увольняли сотрудников в десять раз меньше предприятий (8,5%), при этом их доля убавилась сразу на 10,9 п.п. Также снизился процент корпораций (до 8,4), которые использовали меры по сокращению рабочего времени для оптимизации издержек.
В малом бизнесе, как показало исследование «Опоры России», в мае рост занятости выглядит более скромно: 13% МСП нанимали новых работников, а 25% планируют набрать новых сотрудников в ближайшем будущем.
Результаты ежемесячных опросов РСПП и «Опоры России» подтверждает исследование «Рынок труда глазами работодателей 2021» консалтинговой компании Kelly Services, которое проходило в мае — июне в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов.
Около половины (44%) работодателей заявили, что планируют расширять штат. Для сравнения: в 2020 г. о таком намерении заявляли 40% топ-менеджеров. Примерно треть (33%) не планируют изменений (32% в прошлом году). Сокращений также ожидается существенно меньше: в этом году штат планируют урезать только 4% компаний, в 2020 г. о таких намерениях заявляли в три раза больше компаний (14%).
По сравнению с прошлым годом во многих компаниях существенно изменился формат работы. Большинство работодателей (68%) сегодня практикуют гибридный труд сотрудников, при котором сочетается работа из дома и в офисе. Еще 28% предприятий ответили, что не используют удаленную занятость, 4% фирм полностью перешли на удаленный формат работы.
В зависимости от количества сотрудников, которым необходимо личное присутствие в офисе или на производстве, работодатели предлагают возможность дистанционного труда от 20% до 70% и более персонала.
Более половины (55%) работодателей считают, что эффективность сотрудников не зависит от места труда, 20% уверены, что дистанционный формат позитивно сказывается на результатах. И только четверть топ-менеджеров (25%) признались, что показатели работы на «удаленке» ухудшаются.
Интересная деталь: самой востребованной категорией работников по-прежнему остаются специалисты — так считают 64% нанимающих менеджеров. Работников начального уровня ищут 25% компаний, топ-менеджеров — 5% предприятий, руководителей среднего звена — 7% фирм.
С 2020 г. российские работодатели находятся в поисках работников производственной сферы (22% опрошенных компаний). Вслед за ними идут менеджеры по продажам и мерчандайзеры (20%).
Довольно востребованы разработчики и программисты (8%), продавцы, персонал для торговых точек (7%), менеджеры по управлению персоналом (7%), маркетологи, рекламщики, PR-менеджеры (4%), административный персонал и курьеры, работники доставки (2%), финансисты, бухгалтеры и операторы кол-центров (1%).
Среди необходимых работодателям навыков на первом месте остается многофункциональность сотрудников — ее считают наиболее ценным качеством 16% кадровиков. 15% больше всего ценят в работниках умение разрешать сложные ситуации, 12% — эмоциональный интеллект и умение взаимодействовать с людьми. Замыкают первую группу наиболее востребованных качеств гибкость, умение приспосабливаться и способность достигать поставленной цели.
«Мы наблюдаем рост рынка подбора персонала с начала 2021 г. Особенно сильно вырос спрос на рабочие специальности и далее на специалистов почти во всех отраслях, — комментирует ситуацию на рынке труда управляющий директор Kelly Services по Восточной Европе Екатерина Горохова. — Сегодня хорошие кандидаты таких категорий имеют по несколько предложений о работе на руках. Решающее значение для кандидатов по-прежнему имеет заработная плата. Между тем сегодня на кандидатском рынке преимущество будут иметь те компании, которые смогут изменить свой подход к управлению талантами, получат доступ к лучшим профессионалам и в итоге выиграют в конкурентной борьбе».
Приятной новостью для многих, но, увы, далеко не всех сотрудников стало намерение большинства работодателей (63%) провести индексацию заработных плат. Причем 18% компаний готовы немного повысить зарплаты всем сотрудникам: на 4% вырастет оплата труда в 20% предприятий, на 5—6% — в 20% фирм. Индексацию более 7% проведут 6% работодателей.
Данные исследования Kelly Services коррелируют с показателями Росстата. В апреле продолжалось планомерное снижение уровня безработицы (на 0,2 п.п.) до 5,2% от рабочей силы (с исключением сезонности — 5,3% после 5,5% месяцем ранее).
Снижение уровня безработицы по методологии МОТ сопровождалось сокращением численности официально зарегистрированных безработных в органах службы занятости населения. По данным сайта «Работа в России», их количество по состоянию на 3 июня составляет 1,34 млн человек (на конец мая — 1,38 млн, на конец апреля — 1,54 млн человек).
В марте 2021 г. прирост заработных плат составил 7,7% год к году в номинальном выражении (+7,8% в феврале) и 1,8% год к году — в реальном (+2% месяцем ранее).
Более сложная ситуация сложилась с реальными доходами населения. По итогам I квартала, они упали на 3,6% по сравнению с январем — мартом прошлого года.
Положение с денежными доходами на душу населения в номинальном выражении (без поправки на инфляцию и обязательные платежи) выглядит лучше — в I квартале текущего года они выросли на 3% (до 32,6 тыс. руб.), а общий объем денежных доходов за квартал составил 14,3 трлн руб.
Небольшую надежду на увеличение реальных доходов россиян во II квартале дают косвенные показатели, полученные в ходе опросов холдинга «Ромир» и Левада Центра.
«Индекс свободных денег», который «Ромир» рассчитывает как разницу между доходами домохозяйств и затратами на необходимые товары и услуги, в мае вырос на 6% по сравнению с предыдущим месяцем. А Индекс покупательских настроений, рассчитываемый Левада Центром на основе опросов российских семей, составил в апреле 78 баллов после 74 баллов в феврале.