В России разрабатывать «зеленые» облигации начали чуть больше года назад, когда Кабинет министров поручил ВЭБ разработать российскую национальную таксономию «зеленого» финансирования. Она состоит из двух элементов — «зеленых» проектов и переходных проектов из загрязняющих отраслей. Объем рынка «зеленых» облигаций в России на конец 2020 г. составил 186 млрд руб. В дальнейшем, по оценке ВЭБ.РФ, суммарный ежегодный объем выпусков может превысить 300 млрд руб.
Участники круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве РФ отмечали, что «зеленые» облигации представляют собой долговые инструменты, поступления от размещения которых направляются исключительно на финансирование «зеленых» проектов. «Цель таких проектов — решение ключевых проблем, связанных с окружающей средой. Например, изменение климата, истощение природных ресурсов, сокращение биологического разнообразия и загрязнение воздуха, воды или почвы», — подчеркнул аналитик АКРА Владимир Горчаков. Он добавил, что мировой рынок «зеленых» облигаций на начало 2021 г. составил 1,05 трлн долл. и продолжает активно расти.
Руководитель проектов в области «зеленых» облигаций Казначейства Нидерландов Эрик Лихтхарт заявил, что такие облигации должны соответствовать четырем критериям. «Прежде всего нужно убедиться, на что пойдут вырученные средства, — пояснил г-н Лихтхард. — Это может быть чистый транспорт или возобновляемая энергия. Дальше в каждой категории мы определяем механизм, по которому будем выбирать проекты. И когда мы собрали средства с помощью облигаций, нужно убедиться, что средства действительно будут потрачены на заявленный проект. Потом надо подготовить отчет о том, как были распределены средства и какие были результаты».
«В Нидерландах работа над созданием „зеленых“ облигаций началась с 2018 г., когда руководством страны был поставлен приоритет внедрить Парижское соглашение по климату, — рассказал координатор по вопросам политики Казначейства Нидерландов Марк Зондаг. — Нам важно, чтобы цели „зеленых“ облигаций соответствовали общему направлению деятельности инвестора. Также инвесторам необходимо отчитываться о выбросах углерода». Он сообщил, что разработчики «зеленых» облигаций в Нидерландах хотели, чтобы эти бумаги ничем не отличались от обычных облигаций и были максимально надежными. В результате у инвесторов «зеленые» облигации вызвали большой интерес, который не угасает.
В России разрабатывать «зеленые» облигации начали чуть больше года назад, отметил вице-президент ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков. «Правительство поручило ВЭБ разработать российскую национальную таксономию „зеленого“ финансирования. Суть задачи была в том, чтобы создать документ, который объяснит, что такое „зеленое“ направление деятельности, каковы критерии для проектов и каков механизм присвоения „зеленого“ статуса финансовым инструментам — кредитам и облигациям», — пояснил банкир.
Во всем мире, по словам Д. Аксакова, остро стоит вопрос доверия к «зеленым» проектам, когда за экологические выдаются инициативы, которые таковыми не являются. Чтобы избежать подобной ситуации в России, было принято решение взять те направления, которые признаются «зелеными» в международном контексте. Российская таксономия состоит из двух элементов: «зеленых» проектов и переходных проектов из загрязняющих отраслей, например, по установке фильтров. Несмотря на то что российский документ еще находится в финальной стадии согласования, РЖД и Москва уже сделали по одному выпуску «зеленых» облигаций.
Эксперты отметили, что рынок «зеленых» облигаций в России на конец 2020 г. составил 186 млрд руб. В недалеком будущем, по оценке ВЭБ.РФ, суммарный ежегодный объем выпусков может превысить 300 млрд руб. При этом российская экономика завязана на отраслях, которые классическими «зелеными» назвать нельзя. Это нефтегазовая отрасль, добыча угля и другие. «С учетом их важности, при развитии „зеленых“ облигаций надо создать инструмент, который будет помогать проектам, имеющим положительный экологический эффект и в этих отраслях», — отметил г-н Аксаков.