Индикатор предпринимательской уверенности, представленный Росстатом, в июне с исключением сезонного фактора в добывающем секторе опустился, в обрабатывающей промышленности, наоборот, чуть приподнялся. Противоречивый характер экономической активности также показал опрос ИНП РАН. С одной стороны, в некоторых сферах наблюдаются положительные тенденции. С другой стороны, эти сдвиги к лучшему, как правило, не слишком значительны, а в ряде случаев улучшения и вовсе отсутствуют.
В первом месяце лета Индекс предпринимательской уверенности, рассчитанный на основе данных опросов статведомства, составил с учетом сезонного фактора в обрабатывающей промышленности –1,1% (месяцем ранее равнялся –1,2%). В добыче полезных ископаемых наблюдался понижательный тренд — с –0,4% в мае до –2,5% в июне.
Баланс оценок руководителей компаний спроса на продукцию (портфеля заказов) в июне в добывающем сегменте был равен –18%, в обрабатывающих производствах существенно ниже — –29%.
Количество оптимистов, ожидающих роста производства в течение ближайших трех месяцев, превысило число ожидающих снижения выпуска продукции в июне в добыче полезных ископаемых на 10 п.п., в обрабатывающей индустрии — на 21 п.п.
Экономическую ситуацию в своей организации по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах считают благоприятной 11%, удовлетворительной — в добыче 75%, в обработке — 74% топ-менеджеров.
Улучшение экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев ожидают в добывающем секторе 16% опрошенных, в обрабатывающем — 26%. При этом число оптимистов превысило количество тех, кто ожидает ухудшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев, в добыче полезных ископаемых на 8 п.п. и в обрабатывающих производствах — на 19 п.п.
Средний уровень загрузки производственных мощностей составил в июне в добывающей промышленности 60%, в обрабатывающем сегменте — тоже 60%. Подавляющая часть (88%) руководителей предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых и обрабатывающим производством, уверены, что производственные мощности удовлетворят спрос на продукцию, причем 6 и 9% респондентов соответственно указывают на избыточность мощностей.
Сворачивать господдержку рано
Среди позитивных трендов, характерных для российских компаний реального сектора экономики, которые опросили эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, выделяется рост доли предприятий, которые считают, что они не пострадали из-за пандемии. Если в апреле — мае 2020 г. таких фирм было 4,8%, а в ноябре — декабре прошлого года — 11%, то в апреле — мае 2021 г. — уже 22,9%. Правда, доля компаний, пострадавших от пандемии, остается намного более значительной (71,9%), что свидетельствует о серьезном уроне, который отечественные производители товаров и услуг понесли в течение последнего года.
Важная деталь: за прошедший с введения пандемических ограничений год заметно вырос удельный вес предприятий, сообщивших о получении поддержки со стороны государства. В частности, если в апреле — мае 2020 г. помощь от федеральных властей получили 9% компаний, а к ноябрю — декабрю таких фирм было 24,83%, то в апреле — мае текущего года — уже 30,46%. Немного увеличилась и доля предприятий, получивших поддержку от региональных властей, — с 5,7% в апреле — мае 2020 г. до 8,9% за аналогичный период нынешнего года.
Кроме того, за прошедший год произошел положительный сдвиг в оценках, которые отечественные предприятия выставили мерам экономической поддержки со стороны российских властей. В частности, заметно (с 5,6% в апреле — мае 2020 г. до 18,5% в апреле — мае текущего года) выросла доля респондентов, считающих, что все делается правильно, а ошибки незначительны. Доля мнений о том, что «в целом все делается неплохо, несмотря на существенные недостатки», за год также выросла — с 16,9 до 29,6%. При этом значительно уменьшилась доля оценок «плохо» и «очень плохо».
«При всех оговорках весной 2021 г. почти 80% российских предприятий видели значимые положительные эффекты от антикризисной политики властей, — отмечает аналитик ИНП Дмитрий Кувалин. — Это обстоятельство подтверждает мнение о том, что быстрое сворачивание такой политики нежелательно».
Инвестиции пока дремлют
Негативной тенденцией в период пандемии и ее (будем надеяться) остаточных волн стало отсутствие инвестиционной активности российских компаний. Доля предприятий, осуществлявших инвестиционные проекты весной 2021 г., оказалась ниже, чем годом ранее. Доля фирм, намеренных запустить новые инвестиционные проекты в ближайшие один-два года, весной 2021 г. была выше, чем годом ранее, но ненамного. Более того, инвестиционная активность отечественных предприятий до сих пор не может вернуться к уровню, который имел место до кризиса 2014—2015 гг.
«Подобная стагнация в сфере инвестиционной активности объясняется в том числе нехваткой финансов, — подчеркивает эксперт ИНП Юлия Зинченко. — Удельный вес ответов об увеличении финансирования инвестиций за счет собственных средств весной 2021 г. находился на минимальном уровне за весь период проведения наших опросов — 17,24%. Доля ответов о росте финансирования инвестиций за счет внешних источников весной текущего года также находилась на очень низком уровне — 6,78%».
Важной особенностью нынешней ситуации стало усиление внимания российских предприятий к обменному курсу рубля по отношению к доллару и евро. Вероятно, это связано с заметным повышением цен на международных рынках, которое прямо повлияло на издержки и доходы предприятий, ведущих активные внешнеторговые операции. Кроме того, повышение мировых цен на такие биржевые товары, как металл, зерно, химическая продукция, повлекло за собой их удорожание и на внутренних рынках. В результате весной 2021 г. совокупная доля фирм, для которых обменный курс рубля к доллару имел среднее и большое значение, в два с лишним раза превышала совокупную долю компаний, для которых этот курс имел нулевое либо малое значение (68,46 и 31,54% соответственно).
Что касается пожеланий, которые предприятия высказывали по поводу дальнейшей динамики обменного курса, то в 2021 г. по сравнению с 2019 г. резко, с 31,68 до 47,95%, выросла доля респондентов, выступающих за укрепление рубля.